СМИ об РЖД

11.10.2018Газета "Волжская магистраль" (Горьковская железная дорога)

В знании – сила

Система научно-технической информации (НТИ) на железных дорогах нашей страны создана еще в начале 30-х годов XX века. Обмену сведениями о передовом опыте предприятий, о новшествах, которые призваны способствовать совершенствованию производственных процессов, внедрению их в производство, на стальных магистралях всегда придавалось первостепенное значение.

Мария Шутова, начальник отдела научно-технической информации ДЦНТИБ.

 

Проложить путь новшествам

Базовыми звеньями системы НТИ являются эксперты и технические информаторы в линейных подразделениях и в дирекциях (службах), а также заведующие кабинетами технической информации в регионах (КТИ).

Эксперт – квалифицированный работник каждого подразделения всех уровней, осуществляющего свою деятельность в границах Горьковской железной дороги, назначенный для изучения материалов по научно-технической информации, дающий рекомендацию о целесообразности внедрения новшеств и содействующий их внедрению. В линейных подразделениях организуется изучение полученных от эксперта материалов, учитывается наличие конструкторской и технологической документации, потребность в ней. И уже на основании этого принимается решение о возможности и целесообразности внедрения новшества. При этом оценивается потребность в оборудовании, материалах и комплектующих деталях, проводится подготовительная работа и определяется сметная стоимость внедрения.

Технический информатор – это инженерно-технический работник каждого подразделения всех уровней, на которого возложены обязанности по информированию коллективов структурных подразделений о новшествах сети дорог. Он готовит акты о фактах заимствования новшеств и предоставляет их в Горьковский центр научно-технической информации и библиотек (ДЦНТИБ) для внесения данных в АСУ НТИ. Он также оформляет информационные карты (ИК) с описанием успешно внедренных новшеств, придуманных работниками своего структурного подразделения, которые поступают для определения области их распространения экспертам в дирекции (службы) и в отдел НТИ ДЦНТИБ – для внесения в АСУ НТИ, если область распространения определена на всю сеть дорог. Технический информатор составляет отчеты о проделанной работе в области НТИ.

Важную роль в системе научно-технической информации играют экономисты, подсчитывающие экономический эффект от внедрения заимствованных новшеств. На основании их расчетов оформляется и осуществляется выплата единовременного материального вознаграждения работникам за внедрение заимствованных новшеств.

Заведующие кабинетами технической информации в регионах координируют работу по НТИ, проводят семинары и консультации по данным вопросам.

От уровня технических знаний всех этих работников, их эрудиции, активности и целеустремленности во многом зависит эффективность функционирования всей системы НТИ.

 

Оперативно и с инициативой

В каждой дирекции, в каждом регионе – свои асы в этом деле. В Нижегородской дирекции связи это Александр Ростопша, который уже много лет является экспертом. Настоящий виртуоз – иначе его и не назовешь. Заключение о необходимости распространения на сеть дорог информационных карт он дает очень быстро. Пока оригинал ИК идет из структурного подразделения через экспедицию, эксперт успевает изучить копию карты в электронном виде и дать по ней заключение.

Стиль работы Валерия Крицкова, эксперта из Горьковской дирекции тяги, – выдача рекомендаций к внедрению новшеств без малейших промедлений и тщательный контроль осуществленных заимствований. Кроме того, он готовит документы для единовременного материального поощрения работников дирекции, участвующих в этом процессе.

Хороший тандем эксперта и технического информатора сложился в дирекции аварийно-восстановительных средств. Оперативность и инициатива отличают Сергея Ларионова и Любовь Быкову. План по научно-технической информации выполняется неукоснительно. Информационные карты всегда оформлены технически грамотно, сведения в них исчерпывающие. И предоставляются ИК своевременно, без каких-либо задержек. Все это облегчает заимствование новшеств, хороших идей. Так, коллектив авторов из восстановительного поезда Владимир разработал рационализаторское предложение "Профилактика уменьшения емкости аккумуляторных батарей радиостанции MOTOROLA". По нему была составлена информационная карта. После ее распространения идею взяли на вооружение в других восстановительных поездах, в эксплуатационном локомотивном депо Киров, а также на Детской железной дороге в Казани. Информационная карта "Обратный клапан для газового резака", составленная по рацпредложению работников ВП Нижний Новгород-Сортировочный, тоже оказалась востребована в восстановительных поездах Горьковской и Забайкальской дорог, а также в ДТВу Муром и ПМС Канаш.

Среди лучших технических информаторов дирекций – Майя Безроднова (ДЭЗ), человек инициативный, способный принять нестандартное решение. И Антон Жижикин (ДМВ), для которого характерны оперативность и высокое качество работы. И Ольга Евстифеева (ТЦФТО): вдумчивая и внимательная, с хорошим багажом профессиональных знаний, она просто не умеет работать плохо.

 

С прицелом на лидерство

Регионы тоже отмечают на своем полигоне лучших в этой сфере работников. В Казанском – высокой оценки удостоена Наталья Уткина, ведущий инженер по эксплуатации технических средств ШЧ Казань. С 2014 года она является техническим информатором дистанции, принимает активное участие в организации технического творчества, производит отбор и распространение технической информации среди руководителей и инженерно-технических работников, оказывает помощь в планировании и оценке эффективности внедрения заимствованных технических новшеств. Составление технической документации на заимствованные новшества, оформление информационных карт для распространения на сеть дорог тоже не обходится без Натальи Евгеньевны. Благодаря ее стараниям в дистанции появились активные молодые рационализаторы, принимающие участие в проекте "Новое звено-2018", в работе кружка качества. Наталья Евгеньевна состоит в инициативной группе регионального кружка качества, на заседаниях которого молодые работники в поисках решений проблем рассматривают рацпредложения Горьковской дороги и технические новшества других магистралей, выбранные в АСУ НТИ. За свою активную деятельность в 2018 году Наталья Евгеньевна представлена на звание "Лучший организатор технического творчества на полигоне Горьковской железной дороги".

В Кировском регионе как незаурядный технический информатор зарекомендовала себя электромеханик ШЧ Киров Ольга Ворошилова. Она активно участвует в работе кружка качества. Будучи всесторонне подкованным и технически грамотным специалистом, может дать квалифицированную оценку предложению в любой области, помогает авторам в описании рационализаторских предложений.

В Муромском регионе лучшим техническим информатором является Валентин Чекалов, начальник производственно-технического отдела ШЧ Муром. В 2017 году и за истекший период 2018-го он подготовил документацию и оказал содействие во внедрении 55 рационализаторских предложений. При его содействии внедрено 43 заимствованных новшества, оформлены и представлены в отдел НТИ ДЦНТИБ 26 информационных карт, составленных на основании предложений рационализаторов дистанции. Валентин Евгеньевич с группой молодых сотрудников дистанции разработали за этот период четыре проекта для конкурса "Новое звено".

В Горьковском регионе отдают должное эксперту Александру Власову, главному инженеру ВЧДэ Горький-Сортировочный. Технарь "до мозга костей", он постоянно выдает какие-то новые идеи, прикидывает, какие новшества и у кого можно позаимствовать, чтобы применить у себя на предприятии. Творческим отношением к делу он заражает и других работников.

А один из лучших технических информаторов в регионе – это Роман Третьяков, который охватил работой по научно-техническому информированию все линейные предприятия ЭЧ Горький. Организовал в них подсчет экономического эффекта от внедрения новшеств, проводит дни информации. Третьяков ведет активный поиск тем для рационализаторских предложений, изучает опробованные на других предприятиях технические новшества, которые можно успешно использовать в дистанции. Организация учебы по НТИ и рационализации, лекции по этим темам – тоже заслуга технического информатора. Плановые показатели у него на высоте. Составленные им информационные карты всегда правильно и качественно оформлены. Проверки внедрений в структурных подразделениях проводятся регулярно.

В Ижевском регионе хорошо поставлена работа по научно-техническому информированию в ПЧ Агрыз. Там ею занимаются главный инженер Валерий Игнатьев (эксперт) и технолог Евгений Филанюк (технический информатор). На основе анализа потребностей производства ведется целенаправленный отбор информационных материалов для внедрения.

Свои наработки – в Ижевском региональном центре связи. Экспертом по НТИ здесь является главный инженер Ильдар Салахеев. При выборе из АСУ НТИ новшеств он ориентируется прежде всего на экономический эффект, который может быть получен при их внедрении. Впрочем, принимается во внимание эффект и другого рода: улучшение условий и охраны труда, рост производительности труда, повышение качества работ, экологическая безопасность. Творчески выполняет работу по НТИ электромеханик Любовь Шашмурина, являющаяся в РЦС-5 техническим информатором.

Несомненно, в каждом регионе есть свои замечательные эксперты и технические информаторы. А вот конкурс ОАО "РЖД" "Лучший технический информатор", запланированный ЦНТИБ на четвертый квартал, поможет выявить лучшего технического информатора Горьковской магистрали и компании в целом. Может быть, в числе первых будут работники именно Горьковской дороги. На это позволяет надеяться результат проведенного в 2016 году сетевого конкурса "Лучший работник научно-технической информации" среди заведующих кабинетом технической информации. Третье место в нем заняла заведующий КТИ Ижевск Рузан Аветисян.

 

Фото: из архива ДЦНТИБ

 

Марина Галкина.

Версия для печати
screenRenderTime=2