СМИ об РЖД

Узкие места подорожают

За ограничения пропускной способности железных дорог доплатят клиенты.

ОАО "РЖД" нашло новый способ борьбы с ограничениями инфраструктуры – до четверти пропускной способности узких мест железных дорог может продаваться по повышенным тарифам. Полученные доходы в монополии обещают направить на расшивку тех самых узких мест. Однако клиенты ОАО "РЖД" против этой идеи, подчеркивая, что система исполнения заявок на перевозки и так непрозрачна. Эксперты согласны, что повышенные тарифы скорее стимулируют ОАО "РЖД" сохранять, а не расшивать узкие места, а торговля пропускной способностью создаст пространство для манипуляций и спекуляций.

Несоответствие динамики экспортных потоков и развития сети железных дорог вынудило руководство ОАО "РЖД" поставить вопрос о смене ценовой политики, сообщил источник "Ъ", знакомый с планами монополии. В ОАО "РЖД" говорят о "парадоксальной ситуации": грузовая база на 2019 год "находится в достаточно хорошем состоянии, объем растет очень серьезно и быстрее, чем ВВП", но запрос на перевозку есть в основном по трем направлениям – Дальний Восток, Азово-Черноморский бассейн и Северо-Запад. Сеть загружается неравномерно и на определенных направлениях создается дефицит пропускной способности, подчеркивают в ОАО "РЖД". Эта ситуация не нова, проблемы с пропускной способностью обсуждаются с 2000-х годов в связи с переориентацией поставок энергоресурсов и сырья на экспорт. Но в 2018 году рост экспорта, в основном угля, обострил проблему.

Не сумев вовремя адаптировать инфраструктуру, в ОАО "РЖД" теперь нашли другое решение: изменить порядок пользования ее узкими местами. Сейчас грузоотправители подают заявки на перевозки, причем нередко с большим запасом. Если общий объем превышает пропускную способность, все заявки урезаются пропорционально, без учета их реалистичности. В ОАО "РЖД" сформулировали целый ряд нововведений в этот режим.

По данным одного из источников "Ъ", речь идет о следующих мерах. Во-первых, о введении в законодательство понятия "ограниченная пропускная способность инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" и установлении особенностей приема и исполнения заявок на перевозку в таких условиях. Во-вторых, о сокращении сроков планирования с 45 до 30 дней, чтобы момент подачи заявки был приближен к моменту исполнения. В-третьих, о выделении доли в пропускной способности в размере 20-25%, на которую будет распространяться повышенный тариф. Возможно распределение этих объемов через механизм аукциона, хотя в ОАО "РЖД" его считают "слишком жестким". Полученные средства, заверяет собеседник "Ъ", будут вложены в инфраструктуру на этом конкретном участке.

Участников рынка идеи ОАО "РЖД" не вдохновили. Эти инициативы не помогут исправить текущую ситуацию, а лишь приведут к дополнительным затратам операторов и грузовладельцев, подчеркивают в Первой грузовой компании. "Как только встает вопрос ограниченного ресурса, сразу встает вопрос правил его распределения, – поясняет один из источников "Ъ". – Даже сегодня при формально "недискриминационном" доступе работают ресурсы ручного управления". Совет потребителей ОАО "РЖД", говорит другой собеседник "Ъ", всегда был против приоритетов и продажи мощности: "Это противоречит четырем федеральным законам, Конституции и множеству постановлений правительства. Вместо того чтобы нормально работать и развивать сеть, ОАО "РЖД" в 2018 году снизило скорость доставки на 6% и спекулирует на проблеме узких мест".

Еще один источник "Ъ" говорит, что закрепление узких мест в законодательстве – это фактически признание дефицита нормой. "О каком опережающем развитии инфраструктуры РЖД тогда говорит? – удивляется он. – Как десять лет назад на сети было 8 тыс. км узких мест, так и сейчас, и будет в 2025 году. Разрешить брать повышенную плату за дефицит – это экономически стимулировать ОАО "РЖД" этот дефицит сохранять, холить и лелеять". Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров согласен, что идеи ОАО "РЖД" чреваты массой рисков, поскольку возникает новый инструмент повышения тарифов на сети и экономический стимул создавать или как минимум не расшивать узкие места. "А если тариф еще и будет разыгрываться по аукционному принципу, то разница между действующими тарифами и тарифами по узким местам может стать очень значительной", – подчеркивает эксперт. Также, добавляет он, возникает риск покупки всего дополнительного объема мощности крупными грузоотправителями, что чревато либо монополизмом, либо спекуляциями и махинациями с пропускной способностью.

 

Цитата

Было бы очень правильно заключить с компаниями соглашение, чтобы они часть денег от доходов от дополнительного экспорта угля вкладывали в регионы, через которые они будут вывозить – Андрей Белоусов, помощник президента РФ, 10 сентября.

 

Скорлыгина Наталья.

Версия для печати
screenRenderTime=11