СМИ об РЖД

Передовики безопасности

Российские железнодорожники изучат иностранный опыт.

Как стало известно "Гудку", Департамент безопасности движения впервые провел сравнительный анализ показателей, характеризующих безопасность движения в странах – участницах Международного союза железных дорог (МСЖД), на сети ОАО "РЖД" и железных дорогах США.

Данные зарубежных дорог были получены из отчетов по безопасности Федерального железнодорожного агентства США и МСЖД за 2016 год и сопоставлены с показателями РЖД по итогам того же года.

Почти на всех иностранных железных дорогах общие показатели безопасности движения определяются отношением абсолютного числа этих происшествий или инцидентов к размеру поездооборота, исчисляемого в миллионах поездо-километров. Важно отметить, что за рубежом классификация происшествий охватывает не только события, которые на железных дорогах России называют "случаями нарушений безопасности движения", но и случаи производственного и непроизводственного травматизма. Поэтому для корректного сравнения с российскими показателями их пришлось соответствующим образом переработать.

В итоге получилось, что больше всего происшествий оказалось в США – 1,93 случая на 1 млн поездо-км. Немного уступают им усредненные показатели 22 железнодорожных компаний, входящих в МСЖД, – 1,81 на 1 млн поездо-км. Самый низкий уровень в РЖД – 1,32.

Таким же образом рассчитывалось и количество происшествий на переездах. В США показатель составил 0,196 случая на 1 млн поездо-км, в МСЖД – 0,158, в РЖД – 0,137.

А вот показатели непроизводственного травматизма со смертельным исходом в РЖД оказались самыми высокими – около 1,6 тыс. случаев против почти 1 тыс. в МСЖД и 700 в США.

При этом США лидируют по абсолютному числу случаев столкновений поездов с препятствиями – 92 за год. У РЖД – 65, в МСЖД – 40 столкновений. Больше всех у США и сходов подвижного состава – 1,348 тыс. В МСЖД – 658, в РЖД – 216.

Основная причина происшествий в США и Международном союзе железных дорог – внешнее вмешательство в работу железнодорожного транспорта, 80% и 69% соответственно. Речь идет в основном о случаях попадания на пути машин и пешеходов, нарушивших границы железных дорог. На российских железных дорогах по этой причине произошло 38% происшествий.

Почти 53% происшествий на сети российских железных дорог связано с поломками подвижного состава. В США по этой причине – 5%, в МСЖД – 3%.

Сбои в работе инфраструктуры в США стали основой для 10% происшествий, для 4% – в ОАО "РЖД", для 2,5% – в МСЖД. Ошибка персонала явилась причиной 12% происшествий в США, 7% – в МСЖД и 2,8% – в РЖД.

Незначительную долю в происшествиях на всех мировых магистралях занимают факторы окружающей среды и неграмотное поведение пользователей железных дорог. В Международном союзе железных дорог и Соединенных Штатах Америки бывают происшествия, причины которых не установлены, – 1% и 0,2% от общего числа соответственно. На российских железных дорогах причины выявляются на 100%.

Как рассказали "Гудку" в Департаменте безопасности движения, целью исследования было не только сравнение безопасности движения, но и определение направлений работы по использованию иностранного опыта.

ОАО "Российские железные дороги" есть что позаимствовать из практики взаимодействия с владельцами подвижного состава в тех же США. Большое количество вагонов сторонних собственников, попадающих на инфраструктуру компании, создает почву для происшествий с подвижным составом. В ряде западных стран, включая США, существует институт независимых приемщиков, следящих за постройкой и ремонтом вагонов, дающих разрешение на их эксплуатацию, несущих ответственность за свои решения.

В этом году ОАО "Российские железные дороги" делегировало ООО "Инспекторский центр "Приемка вагонов и комплектующих" право допуска на свою инфраструктуру новых и прошедших заводской ремонт грузовых вагонов. В департаменте отмечают: количество отказов в вагонах, допущенных на магистрали приемщиками центра, минимально. И предлагают расширить независимый инспекторский контроль в вагоноремонте и вагоностроении.

Для улучшения показателей безопасности предлагается также активнее использовать добровольную сертификацию продукции и услуг.

Отметив эффективность бенчмаркинга, в Департаменте безопасности движения предлагают развивать этот инструмент в ОАО "Российские железные дороги", регулярно проводя сравнение показателей безопасности не только с зарубежными железными дорогами, но и с другими видами транспорта, применяя при этом критерии оценки ущерба, используемые страховыми компаниями.

 

Александр Зубов.

Версия для печати
screenRenderTime=1