СМИ об РЖД

ОВК едет в Германию

Российскую ОВК допустили к тендерам немецкой Deutsche Bahn

"Объединенная вагонная компания" (ОВК) сообщила 8 августа, что прошла аудит и получила статус поставщика крупнейшего европейского железнодорожного оператора Deutsche Bahn. Кроме того, Тихвинский вагоностроительный завод (входит в ОВК) прошел сертификацию по европейскому стандарту "Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов", аудит проводился немецким подразделением TUV Rheinland.

Все это "открывает широкие возможности для железнодорожного холдинга ОВК по выходу на европейский рынок", отмечается в сообщении российского производителя. "Проведенный в ОВК аудит дал нам возможность увеличить базу потенциальных поставщиков грузовых вагонов и комплектующих", – говорит инженер по качеству Deutsche Bahn Йенс Базельт, чьи слова приводятся в сообщении ОВК.

Сертификат подтверждает соответствие продукции требованиям Deutsche Bahn, его наличие - обязательное условие для участия в тендерах, говорит один из контрагентов немецкой компании. В каких ближайших тендерах Deutsche Bahn намерена участвовать ОВК, не известно. Представитель немецкой компании на вопросы вчера вечером не ответил.

Парк грузовых вагонов Европы составляет около 860 тыс. единиц (данные ОВК). Из них в управлении Deutsche Bahn в 2017 году находятся 83 386 штук, (в собственности компании – 74 500 штук). Выручка оператора в 2017 году составила 42,7 млрд евро, чистая прибыль – 765 млн евро.

ОВК – крупнейший в России и второй в мире производитель грузовых вагонов: в 2017 году предприятия группы выпустили 19 056 вагонов при мощности 22 000 штук в год. При этом компания получила 4,5 млрд рублей чистого убытка по МСФО при выручке 62 млрд рублей. Долгосрочная цель ОВК – добиться 20%-ной доли экспорта в выручке (в 2016 году этот показатель был на уровне 1%), рассказал в мартовском интервью "Ведомостям" гендиректор ОВК Роман Савушкин. "Экспорт мы начали активно развивать в прошлом году. У нас уже два представительства – в США и недавно открывшийся торговый дом в Европе. Участвуем практически во всех тендерах в мире, – рассказывал он. – Есть регионы, куда мы поставляем готовые вагоны, – это Африка и Ближний Восток, там большая линейка: полувагоны и хопперы. В общей сложности подписаны контракты на поставку до 6 тыс. вагонов, из которых около 600 мы отгрузили в 2017 году. На развитые рынки – США и Европы – мы поставляем различные виды комплектующих".

Теперь ОВК развивает экспорт вагонов и в страны Евросоюза. Компания уже заключила контракты на поставку вагонов в Эстонию (162 лесовозные платформы), Польшу (200 фитинговых платформ), перечисляет гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. "За последние несколько лет спрос на вагоны [в Европе] составлял порядка 5 тыс. единиц [в год] Прогнозируем, что в ближайшее время он сохранится на том же уровне, – сообщил в ответ на запрос "Ведомостей" заместитель генерального директора по развитию бизнеса ОВК Максим Куземченко. – Если говорить об экспортной выручке, то в этом году мы планируем выйти на уровень более $40 млн". В качестве основной площадки для производства вагонов на экспорт компания рассматривает свой завод в Тихвине.

Для сравнения: в России спрос на грузовые вагоны в 2018 году составит около 65 тыс. штук, ожидает Бурмистров. По его мнению, шансы у ОВК стать одним из основных поставщиков Deutsche Bahn "абсолютно реальны". "Вагоностроительная продукция ОВК" на [американской] тележке Barber по соотношению технических характеристик и стоимости превосходит технику большинства европейских производителей", – поясняет он. А девальвация рубля и господдержка экспорта повысила конкурентоспособность российских производителей железнодорожной техники, указывает эксперт. В экспорте комплектующих ОВК помогает наличие СП с американской Wabtec Corporation и сертификата качества Ассоциации американских железных дорог, который Тихвинский вагоностроительный завод получил в 2017 году, добавляет Бурмистров.

Среди поставщиков Deutsche Bahn уже есть россияне. Горно-металлургическая Evraz, например, получила от немецкого оператора сертификат на рельсы в 2016 году, а на колеса – в 2017 году. Сколько Evraz продала Deutsche Bahn этой продукции, компания не раскрывает. В прошлом году Evraz увеличила продажи железнодорожной продукции на 47% до 863 000 т, следует из отчета компании.

Владимир Штанов

Версия для печати
screenRenderTime=1