СМИ об РЖД

Отрасль растет быстрее экономики страны

Вчера генеральный директор ОАО "РЖД" Олег Белозёров выступил на заседании Совета Федерации в рамках традиционного Дня РЖД. Глава компании отчитался о достижениях РЖД в 2017 году, доложил о готовности к чемпионату мира по футболу и попросил законодателей помочь в осуществлении задач, поставленных президентом РФ в майском указе.

Свое выступление Олег Белозёров начал с объявления о том, что 2017 год стал одним из наиболее результативных в истории РЖД. В 2017 году компания, по данным Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог, заняла первое место в мире по энергоэффективности грузовых перевозок и четвертое – по энергоэффективности пассажирских, стала победителем 13-го Всероссийского конкурса "Лидер природоохранной деятельности" в номинации "За экологическую ответственность". Грузооборот за 2017 год стал максимальным за всю новейшую историю России. В сравнении с 1992 годом он увеличился на 27%. Оптимизация расходов составила более 65 млрд руб. Рост себестоимости к уровню 2016 года составил всего 0,9%, несмотря на рост расходов на ремонт и заработную плату. Производительность труда выросла на рекордные 9,9%, что позволит выполнить поручение президента России увеличить рост производительности труда по отношению к 2011 году в полтора раза. При этом РЖД полностью выполняют свои социальные обязательства – ни одного коллективного трудового спора за 2017 год, а зарплаты железнодорожников выросли почти на 4%.

Впервые за последние 8 лет в 2017 году РЖД перевезли более 1,1 млрд пассажиров. Положительная динамика отмечалась как в пригородном, так и в дальнем сообщении. Повышенный спрос пассажиров наблюдался на дневные экспрессы, поезда с 2-этажными вагонами, популярность "птичьего" семейства скоростных поездов РЖД также была на высоте. Было запущено более 70 мультимодальных маршрутов "поезд + автобус". Глубина продаж билетов выросла до 90 дней. На 81 вокзале созданы специализированные службы помощи маломобильным гражданам, оказавшиеся крайне востребованными.

Погрузка в 2017 году выросла по сравнению с 2016 годом на 3,2%: было погружено 1,261 млрд тонн грузов. Грузооборот вырос на 6,4%. Рост продолжился и в 2018 году: за январь – апрель погрузка возросла на 3,4%, тарифный грузооборот – на 4,8%. Сократились бюрократические барьеры: комплект документов, необходимых для отправки груза, сократился с 40 до трех. Планируется переход на полностью электронное взаимодействие.

Пассажирские перевозки также продолжили расти в этом году. Количество отправленных пассажиров в дальнем следовании выросло более чем на 9%. Пассажирооборот увеличился на 4%.

Далее генеральный директор ОАО "РЖД" перешел к Указу президента России "О национальных целях и стратегических задачах" от мая 2018 года. Согласно концепции развития РЖД к 2025 году вклад РЖД в ВВП должен достигнуть 9 трлн руб. В перспективе до 2025 года предусмотрено вложить в развитие инфраструктуры с учетом частных инвестиций 10 трлн руб. Планируется рост пропускной способности БАМа и Транссиба к 2024 году до 180 млн тонн, а в направлении на юг – до 131 млн тонн. Олег Белозёров заявил, что РЖД справятся с запланированным 4-кратным ростом транзитных контейнерных перевозок и обеспечат время доставки транзитного контейнеропотока из портов Дальнего Востока до западных границ до 7 суток. Начнется реализация СШХ и строительство линии Кызыл – Курагино. В качестве первого этапа развития планируется построить высокоскоростную магистраль на участке Москва – Казань, а также создать специализированный пассажирский ход Центр – Юг. В план развития РЖД также входит полное обновление тягового подвижного состава российского производства, приобретение скоростных пассажирских поездов и обновление парка пассажирских вагонов. Только в 2018 году планируется закупить 676 вагонов (на треть больше, чем в 2017-м).

"Все большее значение для готовности инфраструктуры удовлетворить спрос на перевозки, – заявил Олег Белозёров, – приобретает использование инструментов цифровой железной дороги. Один пример – внедрение в 2017 году цифровой системы управления на МЦК позволило увеличить интенсивность движения на треть".

"Для финансирования такой колоссальной инвестпрограммы использование дивидендного потока, – по словам генерального директора РЖД, – необходимо оставлять в компании, утверждать правительством и использовать на развитие инфраструктуры, а дивиденды выплачивать исключительно только по привилегированным акциям". Вопрос обсуждается в Правительстве РФ.

Сотрудничество между ОАО "РЖД" и российскими регионами развивается позитивно: действуют 78 генеральных соглашений и 64 среднесрочных, планируется подписание еще 10 соглашений.

"Сегодня 55% рынка пригородных пассажирских перевозок находится у частных перевозчиков, – сообщил Олег Белозёров. – При этом до настоящего времени до конца не урегулирован вопрос обновления пригородного подвижного состава. Процесс идет медленно: пригородные компании не в состоянии решить данную проблему самостоятельно, а регионы не всегда проявляют высокую заинтересованность в данном вопросе".

РЖД в работе с регионами находят конструктивные, взаимовыгодные решения. В доказательство тому глава компании привел пуск поезда Москва – Иваново, реконструкцию вокзала в Иваново. Вступили в строй вокзалы в Воронеже, Ульяновске, Волгограде и в Гудермесе. Серьезное внимание уделяется сохранению архитектурного облика вокзалов. Отреставрированы Витебский и Московский вокзалы в Санкт-Петербурге, вокзал Волгограда. "Найдено решение в Тюменской и Новосибирской областях по обновлению пригородного подвижного состава. С руководством Калининградской области прорабатываем вопрос о полном обновлении пригородных поездов. Поезда нового поколения связали Великий Новгород и Петрозаводск", – сказал Олег Белозёров.

В завершение своего выступления Олег Белозёров заявил о готовности РЖД к чемпионату мира по футболу. По прогнозам, дорогам предстоит перевезти около 2,5 млн пассажиров. Для этого запланировано около 15 тыс. рейсов поездов. Впервые в истории чемпионатов мира по футболу Россия предложила возможность бесплатного проезда между городами, в которых проходят матчи.

Далее генеральный директор обратился к верхней палате парламента с просьбой о поддержке. "Рассчитываем на ваше содействие в деле создания благоприятных правовых условий по строительству ВСМ, – сказал он. – Все наши инициативы находятся в русле реализации майского указа президента. В апреле в Госдуму внесен законопроект "Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок", который, на наш взгляд, требует детальной доработки в первую очередь касаемо оптимизации разрешительных функций по допуску перевозчиков на инфраструктуру общего пользования и уточнения полномочий органов госуправления".

Кроме того, Олег Белозёров заявил, что надеется на принятие законопроекта о поэтапной реализации требований к транспортной безопасности. "Это позволит рационально спланировать наши расходы. Они очень большие, и законодательно необходимо закрепить этапность, – сказал он. – По безопасности на переездах просили бы разделить полномочия между РЖД и автомобилистами, поскольку требования к железным дорогам в ряде случаев излишни".

Генеральный директор ОАО "РЖД" также обратился к сенаторам с просьбой внимательно рассмотреть вопрос о вступивших в силу изменениях в Налоговый кодекс и попросил поддержать закон о целевом наборе учащихся со средним образованием.

 

Лев Кадик.

Версия для печати
screenRenderTime=11