СМИ об РЖД

"Зацеперов" покарают не только рублем

36% всех случаев травмирования подростков на железнодорожном транспорте приходится на "зацепинг".

Госдума в ближайшее время рассмотрит законопроект, ужесточающий ответственность для "зацеперов". Транспортных хулиганов предлагается еще жестче наказывать за передвижение в не приспособленных для проезда пассажиров местах.

 

Самоубийственное увлечение

Мода на "зацепинг" появилась в нашей стране около семи лет назад. Из хулиганских побуждений некоторые пассажиры, преимущественно подростки, передвигаются на крышах поездов, на открытых переходных и тормозных площадках, боковых либо торцевых сторонах вагонов и даже в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава.

Причинами популярности такого метода передвижения психологи называют свойственное подросткам стремление обратить на себя внимание, а сверх того – желание сэкономить на поездке.

С проблемой зацепинга законодатели пытаются справиться не первый год. Согласно закону, принятому Госдумой в апреле 2017 года, к транспортным хулиганам должны применяться жесткие меры ответственности.

Однако в реальности этот закон стал работать чаще всего против авиадебоширов и прочих "классических" хулиганов. Зацеперов же он касается лишь в тех случаях, когда возникает задержка отправления транспорта либо опасность от его экстренной остановки. "Однозначно тема зацеперов продолжает быть актуальной. Одна из причин – то, что, к сожалению, остаются случаи, которые не подпадают под действие части 1 пункта "в" статьи 213 Уголовного кодекса ", – сетует заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Рафаэль Марданшин.

"К сожалению, мы не обладаем информацией о том, что эти изменения в законодательстве помогли в борьбе с зацеперами, – вторит ему председатель Общероссийского движения "За реальные дела!" Антон Цветков. – Когда мы разговаривали с полицией, то выяснилось, что данная норма "заточена" на дебоширов, к "зацеперам" же она почти не применяется.

Полиция зачастую даже не видит в "зацеперстве" состава правонарушения. Как результат – эпидемия "зацеперства" продолжает распространяться.

По мнению экспертов, решить проблему помогли бы более жесткие меры наказания – по примеру того, как это принято во многих других странах. Так, для взрослых людей, которые занимаются "зацеперством", по словам Цветкова, должен действовать административный арест до 15 суток. Тем взрослым, кто вовлекает в "зацеперство" несовершеннолетних, должна грозить уголовная ответственность. Кроме того, на "зацеперов" следует возложить обязанности компенсировать экономический ущерб, причиненный транспортной компании.

Аналогичного мнения придерживается и Рафаэль Марданшин: "Конечно, необходимо увеличивать ответственность "зацеперов" и сделать так, чтобы подобного рода поездки стали бы слишком невыгодны с экономической точки зрения как для взрослых "зацеперов", так и для детей, ответственность за которых будут нести их родители".

Действующее законодательство предусматривает недостаточные меры административной ответственности, уверены депутаты Московской городской думы, предложившие ужесточить меры наказания для "зацеперов". Согласно законопроекту, который Госдума намерена рассмотреть в мае, за проезд граждан на крышах автобусов, трамваев, троллейбусов либо в других не приспособленных для проезда пассажиров местах должен быть предусмотрен штраф в размере от одной до двух тысяч рублей. Тех, кто совершит подобное правонарушение в Москве или Санкт-Петербурге, ждет еще большее наказание – штраф в размере от двух до трех тысяч рублей. Повторное же нарушение правил вне зависимости от региона повлечет за собой административное взыскание на сумму от трех до четырех тысяч рублей либо обязательные работы на срок до 200 часов, либо административный арест на срок до 15 суток.

Впрочем, эксперты уверены, что проблема с "зацеперами" заключается не столько в низких штрафных санкциях, сколько в отсутствии системного подхода к проблеме. "Мы с вами можем сколько угодно принимать меры, но в условиях постоянного сокращения транспортной полиции с "зацеперами" попросту некому бороться", – считает Антон Цветков. В свою очередь, Рафаэль Марданшин полагает, что корень проблемы лежит в правоприменительной практике, точнее – в неизбежности наказания. "Тут целый ряд неразрешимых на данный момент проблем – это и конструирование вагонов таким образом, чтобы к ним невозможно было прицепиться, и повсеместная установка камер видеонаблюдения, которые бы показывали "зацепера" и позволяли его своевременно, зачастую до начала движения, снять, и наличие людей на станциях, которые бы контролировали эти вопросы. Проблему нужно решать комплексно ", – убежден законодатель.

Распространенные причины несчастных случаев среди "зацеперов":

  • потеря равновесия и падение с поезда во время движения;
  • поражение электрическим током;
  • столкновение с препятствиями по ходу движения;
  • падение на рельсовый путь под колеса.

Агумава Фидель.

Версия для печати
screenRenderTime=1