СМИ об РЖД

Правительство внесло в Госдуму законопроект о демонополизации железнодорожных перевозок

Правительство внесло в Госдуму законопроект "Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок", следует из материалов нижней палаты парламента. Его целью является формирование новой модели организации железнодорожных перевозок, говорится в пояснительной записке к документу.

"Предлагаемым законопроектом в качестве основного механизма организации перевозок предусматривается проведение конкурсов на право заключения организационного договора, что обеспечивает внедрение модели конкуренции "за маршрут", – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Таким образом, документ исключает естественно монопольный характер рынка услуг пассажирских перевозок.

"Модель конкуренции "за маршрут" преобладает в мировой практике и доказала свою эффективность, она предусматривает конкуренцию перевозчиков на этапе конкурса", – говорится в записке.

Как ожидают в правительстве, реализация законопроекта позволит обеспечить доступность услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом.

 

РЖД еще есть на чем сэкономить

Более 35 млрд руб. можно сэкономить за счет ревизии масштабных проектов: строительства высокоскоростной магистрали "Москва – Казань", модернизации БАМа и Транссиба, развития инфраструктуры на подходе к портам Азово-Черноморского бассейна.

До 7 млрд руб. можно сэкономить на локомотивах, считают эксперты. Из них около 4 млрд руб. – за счет среднегодового роста производительности локомотивов (3,5% ежегодно). Еще около 1,5 млрд руб. – сокращение закупок 12-13 локомотивов из-за их более высокой производительности

С 2007 г. РЖД стали классифицировать капремонт путей как реконструкцию. Это позволило финансировать такие затраты не как операционные расходы – из средств компании, а как инвестиции, которые в числе прочего оплачивались из бюджета. Если снова проводить капремонты на участках, не требующих расширения путей, это сэкономит монополии до 6,7 млрд руб. В 2016 г. эксперты предлагают установить внешний контроль за такими работами: ценовой и технологический.

Эксперты Deloitte выявили, что РЖД совершенно не экономят на закупках: скидки к начальной цене контракта составляют лишь 0,01-0,1%. У "Транснефти", например, – 14,7%, у "Газпрома" – 4,1%. А результат крупнейших публичных конкурсов РЖД – потенциальные сделки с заинтересованностью, пишут эксперты.

Монополия – крупнейший в России потребитель дизельного топлива (2,7 млн тонн, или 8% от всего потребления). Но только 40% компания закупает напрямую у НПЗ, остальное – через трейдеров, без всякой скидки к биржевой цене. Отказ от посредников принесет РЖД до 2,8 млрд руб. экономии, 1 млрд руб. может достичь скидка за объем.

Экономия на закупке тепло- и электроэнергии принесет РЖД 0,9 млрд руб. Для этого нужно снизить сбытовую маржу "Энергопромсбыта" ("дочка" РЖД) и оптимизировать трансграничные закупки электроэнергии с Казахстаном.

Консалтинговая компания Deloitte, проанализировав расходы РЖД, выяснила, что монополия суммарно может сэкономить до 130 млрд руб. И это без учета десятков миллиардов рублей, которые можно дополнительно сберечь на конкурсных закупках.

В начале ноября президент РЖД Олег Белозёров уже докладывал президенту Путину о сэкономленных за год 100 млрд руб. "В 2016 г. расходы компании сокращены на 63,9 млрд руб. (с 1353,4 млрд до 1289,5 млрд руб.). В 2015 г. уже была проведена оптимизация затрат на 39,8 млрд руб., в результате чего общая оптимизация составила 103,7 млрд руб. за два года", – уточнял представитель мопонолии.

Еще от 25 млрд до 60 млрд руб. РЖД смогут сэкономить на сокращении до 4% персонала (около 35 000 человек), считают в Deloitte. Оптимизировали численность работников в компании и раньше, но в основном за счет рабочих, число руководителей оставалось при этом прежним, заметили эксперты. Руководящий состав насчитывает до 370 000 человек, или 35%.

 

Тематика: Реформа
Версия для печати
screenRenderTime=0