СМИ об РЖД

Поезд спасения

В минувшую субботу на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга прошла реконструкция, посвященная 75-й годовщине прибытия первого поезда в Ленинград после прорыва блокады.

Для работников Октябрьской дороги кроме даты снятия блокады Ленинграда, которая отмечается 27 января, есть еще одна, не менее значимая. Это прибытие первого поезда с продовольствием после прорыва блокады.

7 февраля 1943 года в Ленинград с Большой земли после прорыва блокады прибыл первый поезд и открылось регулярное движение по Дороге победы, линии Шлиссельбург – Поляны. До снятия блокады оставалось чуть меньше года. У людей вырос паек, укрепилась сила духа и вера в победу. Это позволило сохранить жизни многим ленинградцам.

"Железнодорожники Октябрьской магистрали внесли неоценимый вклад в прорыв и снятие блокады, – отметил начальник дороги Владимир Голоскоков. – 75 лет назад в сложнейших климатических условиях, под бомбежками и обстрелами была построена линия между Шлиссельбургом и станцией Поляны. Строительство шло всего 17 дней. Это подвиг на грани человеческих возможностей. Эти события, этот героизм живут в нашей памяти сегодня и сохранятся на многие поколения вперед".

Линию Шлиссельбург – Поляны длиной 33 км проложили вдоль левого берега Невы. Она и служила для связи блокадного города с Большой землей. Помимо пути, построили 1300-метровый свайно-ледовый мост через Неву, малые мосты через реки Черня и Назия, четыре станции – Левобережную, Липки, Междуречье и Поляны. Как рассказывает председатель совета ветеранов Октябрьской дороги Павел Марков, свайно-ледовый мост возвели всего за 11 дней. Саму дорогу строили по упрощенному варианту: рельсы укладывали на замерзший грунт, а шпалами служил лес-кругляк, который рубили тут же. "Трудно представить, как люди могли справиться с этими задачами, но они справились и спасли город, – говорит Павел Марков. – Это люди огромного мужества, ведь строительство и эксплуатация проходили под постоянными обстрелами. На протяжении всей линии, которую еще называли "коридором смерти", немцы на высотах сосредоточили 80 батарей и 320 орудий".

На Финляндском вокзале в минувшую субботу горожане увидели театрализованную реконструкцию встречи легендарного поезда в Ленинграде. Известно, что к почти целиком разрушенному вокзалу прибыл паровоз серии Эр. Он привез в город боеприпасы и 40 ящиков сливочного масла для детских садов.

Под протяжный гудок, весь в клубах дыма, к перрону прибыл паровоз с плакатом "Боевой привет шлет Родина героическому Ленинграду". Несколько малышей выходят вперед, чтобы получше рассмотреть локомотив. И это отличает современную картину от исторической: ведь спустя 75 лет на прибытие паровоза с Большой земли смотрят пяти-шестилетние дети, которые живут под мирным небом. "Мы рассказываем своим детям о блокаде, чтобы это осталось в памяти их поколения, как остается в нашей памяти. Ведь в Ленинграде у всех семей кто-то да воевал. Моя мама – блокадный ребенок, и бабушка была в народном ополчении, – рассказывает бабушка пятилетней Алисы Ольга Горбачева.

Также в память о событиях военного времени к перрону вокзала прибыли еще два паровоза, которые обеспечивали перевозки в военное и послевоенное время.

На перроне стоит и 94-летний полковник в отставке Вадим Бобиков. Он всматривается в паровозы, кричит молодым ребятам, переодетым в форму красноармейцев: "Привет!" Машет им рукой. Время в эту секунду словно стирается.

Вадим Бобиков строил Дорогу победы, когда ему самому было 19 лет. "У меня такое чувство радости и гордости, что и я принимал участие в этом деле. – И вот они, эти паровозы. Вот этот Су работал на подвозе торфа, – рассказывает Вадим Бобиков. – А этот Эр я помню как первый паровоз, который отвез орудийные стволы на Большую землю. Помню, как он стоял здесь, и Саламбеков (Борис Константинович Саламбеков – начальник ОЖД с 1942 по 1946 год. – Ред.) докладывал, что поезд номер 719, 50 осей, весом 800 тонн отправляется из Ленинграда в Волховстрой.

У Вадима Бобикова орденов и медалей пуда полтора, как говорит он сам. Но самая дорогая – потемневшая от времени медаль "За оборону Ленинграда".

Известно, что бомбежки разрушали Шлиссельбургскую трассу 1200 раз, а железнодорожники раз за разом ее тут же восстанавливали.

Один эшелон заменял тысячу легендарных полуторок, грузовиков, работавших на ладожской Дороге жизни. Через "коридор смерти" в осажденный Ленинград было привезено 75% всех грузов, остальные дала ладожская дорога. А из паровозной колонны, в которой было 600 человек, работавших кочегарами, машинистами, "живыми светофорами", погиб каждый третий железнодорожник.

 

Яна Позолотчикова.

Версия для печати
screenRenderTime=2