СМИ об РЖД

Малый бизнес не хочет грузить на бирже

"Опора России" критикует ЭТП ОАО "РЖД".

Как выяснил "Ъ", представители малого и среднего бизнеса (МСБ) не разделяют позицию ФАС о том, что их проблемы с железнодорожными перевозками решит электронная площадка по предоставлению вагонов (ЭТП). В своем письме в Совет потребителей ОАО "РЖД" "Опора России" отмечает, что МСБ выгодно работать по долгосрочным контрактам, а через биржу должно проходить не более 20% грузов по спотовым сделкам. Гораздо интереснее МСБ получить в качестве гарантирующего поставщика вагонов подконтрольную ОАО "РЖД" Федеральную грузовую компанию (ФГК).

"Ъ" удалось узнать содержание письма, которое вице-президент "Опоры России" Глеб Киндер направил в декабре в Совет потребителей ОАО "РЖД". В документе говорится, что электронная торговая площадка (ЭТП) по предоставлению вагонов не решит проблемы и не удовлетворит потребности МСБ. "Опора России" считает, что через биржу может проходить не более 20% объемов грузов по спотовым сделкам и важно, чтобы при этом цены на перевозку не росли. Самым лучшим способом организации перевозок для МСБ в письме названы долгосрочные договоры на предоставление вагонов. "Опора России" предлагает для этого сформировать резервный парк в рамках ФГК, восстановив ее долю на рынке до 25– 30%. В перспективе же можно "скорректировать нормативно-правовую базу" и обязать ФГК обеспечивать вагонами не менее 50% перевозок МСБ.

Связаться с Глебом Киндером не удалось. Ранее в разговоре с "Ъ" он подтверждал факт отправления письма. В Совете потребителей "Ъ" также сообщили, что письмо получено, отказавшись обсуждать детали. В ФАС отказались от комментариев. В ФГК подчеркивают, что ЭТП – универсальная площадка, которая обеспечивает равный доступ грузоотправителям на одинаковых для всех ценовых условиях. В январе как раз в целях предотвращения риска невы воза грузов МСБ ФГК втрое увеличила присутствие на ЭТП, предоставив 14,5 тыс. вагонов.

Сама идея организации работы ЭТП и привлечение на нее операторов обсуждается не первый год. При этом ФАС неоднократно отмечала, что помимо оптимизации затрат ОАО "РЖД" платформа должна обеспечить доступ к услуге именно МСБ. Дискуссия вокруг перевозок для МСБ обострилась прошлой осенью на фоне дефицита полувагонов, обсуждались в том числе радикальные варианты.

В частности, ФАС предлагала отказаться от свободного рынка вагонов и закупать резерв напрямую на ОАО "РЖД". Также говорилось о возможности закупки резерва на ФГК или Союз операторов железнодорожного транспорта и решении проблемы дефицита путем введения приоритетных грузоотправителей или "неотключаемых" грузополучателей, чьи заявки на предоставление вагонов будут удовлетворяться в приоритетном порядке.

В итоге в перечень поручений после совещания у премьера Дмитрия Медведева вошли более мягкие формулировки: совершенствование механизма предоставления вагонов, проработка возможностей создания резервного парка, обсуждение роста тарифа на порожний пробег вне ЭТП. Гендиректор Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Алексей Шило в интервью "Ъ" выступал за увеличение парка ФГК, в ОАО "РЖД" подтверждают актуальность позиции.

Источник "Ъ" на рынке согласен, что проблемы с перевозками для МСБ невозможно решить через спотовые контракты, в том числе в связи с сезонностью. Но, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, долгосрочные контракты – инструмент в первую очередь крупного бизнеса, который способен эффективно планировать объемы и направления перевозок и преимущественно ориентирован на маршрутные отправки. Эффективность ЭТП пока невелика, требуется доработка в блоках размещения заявок (нет защиты и ответственности за многократное повторение) и резервирования парка, считает господин Бурмистров. Что касается квотирования вагонов для МСБ или резервирования части парка ФГК, подчеркивает эксперт, это может привести к деградации рыночного механизма ценообразования в железнодорожных перевозках.

137,6 тыс. вагонов располагает ФГК по состоянию на 1 января 2018 года.

 

Веденеева Анастасия.

Версия для печати
screenRenderTime=1