СМИ об РЖД

02.02.2018Газета "Московский железнодорожник" (Московская железная дорога)

На трех дорогах

На стыке трех дорог – Московской, Юго-Восточной и Куйбышевской – в городе Ряжск расположено амбулаторно-поликлиническое подразделение (АПП) №4, которое входит в состав НУЗ "Отделенческая больница на станции Рыбное ОАО "РЖД". В ряжском медицинском учреждении трудится замечательный коллектив медиков.

Он известен своей сплоченностью, взаимовыручкой, заботой о пациентах и высоким профессионализмом. Идут годы, меняются поколения, а высокая степень доброжелательности к людям и ответственного отношения к делу у ряжских медиков неизменна и остается главным критерием их работы.

Летопись этого подразделения – старейшего в границах Московской дороги – неразрывно связана с историей создания железнодорожной медицины, учреждения которой появлялись на линии по ходу строительства стальных магистралей. А его деятельность с момента открытия во втором полугодии XIX века осуществлялась на основании положения о медико-санитарном обслуживании железных дорог, которое было впервые введено в 1858 году. Уже в то время оно определяло такие основные задачи, как медицинский отбор поступающих на работу, оказание бесплатной медицинской помощи железнодорожникам и членам их семей, оказание безвозмездной медпомощи при несчастных случаях пассажирам, санитарное обеспечение и другие.

Хотелось бы привести интересные факты, опубликованные в "Московской медицинской газете" (№1, 1877 год) в статье "Врачебная служба на наших железных дорогах", где в одной из напечатанных таблиц указывалось число врачей и протяженность врачебных участков на отдельных дорогах в период с 1870 по 1875 год. Согласно приведенным данным, на Рязанско-Козловской дороге протяженностью 198 верст, в состав которой входила станция Ряжск, числилось два врача, каждый из которых обслуживал участок около 100 верст, имея в подчинении по одному фельдшеру и акушеру.

А главным врачом при управлении Рязанско-Козловской дороги с 1880 по 1891 годы трудился Василий Дмитриевич Шервинский, который при необходимости подменял участковых врачей на линии, бывал по долгу службы и в Ряжске. Примечательно, что он являлся инициатором созыва дорожных съездов медиков, а на первом совещательном съезде врачей железных дорог в 1881 году внес предложение о том, чтобы ввести систематические профилактические осмотры железнодорожников. И с тех пор такие осмотры проводятся регулярно по настоящее время.

В нашем музее, расположенном на железнодорожной станции Ряжск, имеются сведения о том, что в двухэтажном здании из красного кирпича, построенном на этой станции в 1887 году, находился приемный покой для больных, размещались кабинет врача, комната ожидания, аптека, квартиры врача, фельдшера и акушера. И есть основания считать, что с этого года и начинается история АПП №4. Такие ценные факты автору этих строк удалось узнать из архивной книги записей в Рязанской дистанции гражданских сооружений, где еще вручную заносились данные по ремонту всех строений, что обслуживались коллективом этого предприятия. Кстати, в этом здании до 2005 года располагалась железнодорожная поликлиника на станции Ряжск Московской железной дороги.

А на станции Ряжск-2, которая относилась к Сызрано-Вяземской (ныне Куйбышевской) дороге, была амбулатория, но сведений о дате ее открытия не удалось найти. Из архивных материалов известно, что врачи, которые в ней работали, в начале прошлого века не только лечили население, но и несли культуру в массы. К примеру, когда в 1900 году здесь была открыта библиотека-читальня имени А.С. Пушкина, обязанности ее заведующего были возложены на врача К.Г. Серовского. А после закрытия амбулатории на этой станции до 1996 года работал медпункт.

Точных сведений нет и об открытии больницы на 70 коек на станции Ряжск-3 Сызрано-Вяземской дороги, которая обслуживала железнодорожников и располагалась в деревянном здании барачного типа. Есть только воспоминания ветеранов Ряжского узла о том, что некоторые из них родились в 1932 году в родильном отделении этой больницы. Из-за ветхости здания в 1955 году она была закрыта, и больных отправляли на стационарное лечение в Мичуринск.

С 1959 года станции Ряжск-1 и Ряжск-2, да и весь Ряжский узел уже относились к одной дороге – Московской. Тогда же было построено и открыто новое кирпичное двухэтажное здание железнодорожной больницы на 100 коек (40 – хирургических, 40 – терапевтических и 20 – детских). В лечебном учреждении трудились 17 врачей и 60 работников среднего медперсонала. До 1998 года при узловой больнице на станции Ряжск действовала станция скорой медицинской помощи, на которой круглосуточное дежурство несли фельдшеры, обслуживая прикрепленное население железнодорожного узла и близлежащих сел Петрово, Дегтяное, Еголдаево – всего около 12 тыс. человек.

На ответственной должности главного врача, возглавляя коллектив больницы, в разное время работали Клавдия Лилова, участники Великой Отечественной войны военные хирурги Сергей Зверев и Порфирий Иванов, Зоя Апачева, Борис Соболев, Галина Самарина, Сергей Андрюкин. А в настоящее время заведующим АПП на станции Ряжск является Сергей Искусных &

Валентина Кокорева.

Версия для печати
screenRenderTime=1