СМИ об РЖД

Аэроэкспрессы меняют формат

На этой неделе на Санкт-Петербург-Витебском ходу Октябрьской магистрали начал курсировать первый электропоезд новой для полигона серии ЭД4М. Состав передан ОАО "РЖД" (в парк Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава) от ООО "Аэроэкспресс".

До 20 февраля к этой электричке модифицированной серии присоединятся еще три аналогичных. А всего в первой половине года Северо-Западная пригородная пассажирская компания возьмет в аренду и введет в эксплуатацию на Санкт-Петер­бург-Витебском ходу десять составов ЭД4М.

Специализирующийся на доставке пассажиров в столичные аэропорты "Аэроэкспресс" передает электропоезда ЭД4М, имеющие минимальный срок эксплуатации, в связи с переходом на двух­этажные ЭШ2. А СЗППК модернизированные электрички необходимы на смену давно устаревших и выбывающих по истечению срока службы. Ведь средний возраст поездов серий ЭР2Т и ЭТ2, курсирующих на Санкт-Петербург-Витебском ходу, составляет 25 лет при плановом сроке службы в 28.

Горожане и жители области, оказавшиеся 22 января пассажирами первого рейса ЭД4М, высказывались об этом подвижном составе исключительно в позитивном ключе. Что и не удивительно, ведь каждый вагон построенного Демиховским заводом электропоезда оснащен мягкими и удобными кресельными блоками, стеллажами для багажа, системой поддержания микроклимата, а головные – еще и экологически чистыми туалетными комплексами. В составе вагоны 1-го и 2-го классов. В первом, к примеру, кресла оборудованы подставками для ног.

Кроме того, в ближайшее время в этих электричках появятся… стюарды. Дело в том, что в качестве дополнительной услуги в них будет организована мелкорозничная передвижная торговля продуктами питания, холодными и горячими напитками. Сотрудники кейтеринговой компании станут ходить по вагонам с барами-тележками, термосами, термопотами.

Хоть ЭД4М и комфортабельнее многих других серий, стоимость проезда в них будет такой же.

Продолжая тему становящихся все более комфортабельными пригородных поездов нельзя не сказать о скоростных "Ласточках". На Санкт-Пе­тербургском узле СЗППК эксплуатирует сегодня уже десять "Ласточек". Часть из них была построенные компанией "Сименс" в Германии, а остальные – российского производства, выпущены заводом "Уральские локомотивы". Они возят пассажиров из Санкт-Петербурга до Выборга, Зеленогорска, Белоострова, Луги, Мельничного Ручья, Волховстроя, Великого Новгорода, Рощино, Каннельярви и Ораниенбаума. В планах СЗППК – приобретение в нынешнем году четырех новых составов "Ласточек".

Сегодня многие петербуржцы и жители прилегающих областей просто не представляют себя без электричек: в них едут на работу и учебу, на дачу или просто на природу. Хорошо, что повышение качества столь социально значимых перевозок не ограничивается обновлением подвижного состава и что на службу пригородным пассажирам все активнее привлекаются самые современные – цифровые – технологии. В первую очередь это безлюдные технологии в сфере реализации проездных документов. Совершенствуются билетопечатающие терминалы. Расширяется география предоставления услуг оплаты проезда банковской картой.

Появилась карта провожающего (дающая возможность пройти через турникет друзьям или родственниками пассажира, которому нужно помочь сесть в электричку). Развивается мобильное приложение "Пригород", через которое можно оформить электронный проездной документ. А совсем недавно пригородные пассажиры получили возможность пользоваться при проезде в электричках общегородской транспортной картой "Подорожник".

Как рассказал генеральный директор АО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" Виталий Григорьев, безлюдные технологии – это не просто дань моде, они – важнейший инструмент повышения качества обслуживания пассажиров. Ведь, с одной стороны, подросло поколение людей, которые уже не представляют жизни без компьютера или смартфона, а с другой, сами сервисы стали намного более удобными и простыми. Развивать каналы цифровых продаж компания начала семь лет назад, когда были внедрены первые терминалы самообслуживания. Сейчас их уже 376. И количество приобретаемых с их помощью билетов в общем объеме продаж достигло 34 %. Растет у пригородных пассажиров и интерес к возможности безналичной оплаты проезда. Уже сейчас банковская карта принимается в большинстве терминалов и касс Северо-Западной ППК.

Весь минувший год пассажиры компании пользовались мобильным приложением "Пригород", с помощью которого можно оформить и билет, и квитанцию на провоз животного, багажа или велосипеда. СЗППК развивает это приложение за счет внедрения программ лояльности. Так, для приобретающих электронные пригородные билеты введена специальная пятипроцентная скидка. Компания справилась с поставленной перед ней правлением холдинга задачей и довела в минувшем году долю продаж посредством мобильного приложения до 3% от общего количества реализованных разовых проездных документов. К концу 2018-го прогнозируется выход не менее чем на 5%.

На 3% увеличилось за минувший год и количество абонементных билетов, записанных на транспортные карты (их было оформлено более 257 тысяч). Использование абонементов позволяет пассажирам экономить и средства, и время. Они стали вводится и в сфере интермодальных перевозок. К примеру, для жителей Выборга доступен единый абонемент "#нампопути" для проезда в городских автобусах и пригородных поездах Выборгского направления (включая "Ласточки"). Как в кассе, так и на сайте ОАО "РЖД" с прошлого года стало возможно оформление билетов с предоставлением места на пригородные "Ласточки" сообщением Санкт-Петербург – Великий Новгород. Что же касается присоединения СЗППК к проекту "Подорожник", то теперь пригородные пассажиры оформляют с его использованием среднесуточно более 200 билетов.

– Основная цель внедрения новых каналов продаж – создание комфортных условий для пассажиров, – говорит Виталий Григорьев. – В то же время для нас, как для перевозчика, это возможность сокращения производственных издержек на материалы, оптимизация затрат на обслуживание контрольно-кассового оборудования, процессов инкассации и оборота наличных денежных средств. Что позволяет нам увеличить производительность труда. На отдаленную перспективу прогнозируем сокращение количества касс, хотя полностью от бумажных билетов не откажемся. Ведь помимо пассажиров, предпочитающих цифровые технологии, у нас немало представителей льготных категорий, которые могут оформлять проезд только в кассах. В целом же компания связывает свое будущее именно с цифровыми сервисами, ведь их использование не только минимизирует очереди в кассах, но и повышает лояльность экономически активной части пассажиров.

 

Фото: архив АО "СЗППК".

 

Ирина Верховная.

Версия для печати
screenRenderTime=1