СМИ об РЖД

07.12.2017Газета "Куйбышевский железнодорожник" (Куйбышевская железная дорога)

Согласованный тандем

Как определить психологическую совместимость машиниста и помощника машиниста, организовать систему реабилитационных мероприятий по снятию повышенного напряжения, и тем самым сохранить работоспособность локомотивщиков? Эти и другие вопросы находятся в зоне ведения специалистов лаборатории психофизиологического обеспечения.

(На вопросы корреспондента отвечает) Оксана Силантьева, начальник лаборатории психофизиологического обеспечения отделенческой больницы на ст. Ульяновск.

– Одним из главных звеньев в перевозочном процессе на железнодорожном транспорте являются машинист и помощник машиниста, профессиональная деятельность которых требует большой ответственности, оперативности в принятии решений и готовности к действиям в экстремальных или нестандартных ситуациях. Эти факторы зачастую ведут к нервно-психологическим перегрузкам. И психологическая совместимость здесь играет немаловажную роль. Оксана Юрьевна, по каким принципам формируется тандем локомотивщиков?

– Одной из важнейших составляющих человеческого фактора в организации перевозочного процесса является психологическая и психофизиологическая совместимость работников локомотивных бригад. Игнорирование или недооценка учета фактора совместимости при формировании бригады может привести к конфликтным ситуациям, что является недопустимым в процессе ведения поезда.

Под психологической совместимостью локомотивной бригады понимается способность работников к эффективной согласованной деятельности в процессе выполнения производственных задач. Для достижения совместимости нужно, чтобы люди по одним важным качествам были сходны между собой, а по другим – дополняли друг друга. В целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия работников локомотивной бригады ее состав формируется с учетом рекомендаций психолога. Оценка психологической совместимости работников локомотивных бригад является важнейшей частью психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности работников.

На данный момент, по действующим нормативным документам, персональный состав локомотивной бригады формируется два раза в год: к зимнему и летнему графику движения поездов. Все остальные виды формирования бригады являются временными, к примеру, в случае вынужденного отсутствия одного из членов бригады. Комплектование локомотивной бригады производится с учетом психофизиологических характеристик, личностных особенностей и личного мнения работников. Нам важно, чтобы основные профессиональные качества локомотивной бригады – готовность к экстренным действиям, скорость переключения внимания, помехоустойчивость, стрессоустойчивость совпадали в бригаде по принципу комплементарности (взаимодополнения). Скажем, недостаточный уровень развития какого-либо качества машиниста должен компенсироваться более высоким развитием данного качества у помощника машиниста и наоборот.

Кроме этого, при формировании бригады психологи учитывают развитие индивидуальных личностных качеств. Это, прежде всего, лидерские качества, которые должны быть больше развиты у машиниста. Ведь он является руководителем в локомотивной бригаде. Также учитывается уровень общительности и конфликтность работников.

Работа у локомотивных бригад очень тяжелая, связана с большой нагрузкой. У некоторых из-за накапливающегося утомления со временем может произойти снижение ресурсов организма: появляются хронические заболевания, снижается уровень профессионально важных качеств. Если мы видим такую отрицательную динамику, то предлагаем пройти курс коррекционно-восстановительных мероприятий.

Вновь сформированная бригада обязательно направляется к психологу, который проводит проверку психологической совместимости на момент формирования бригады. Дело в том, что с момента подписания списка закрепления могли произойти какие-то изменения по одному из критериев совместимости. Психолог выдает рекомендацию о готовности локомотивной бригады к совместной работе. Затем локомотивная бригада направляется на инструктаж к руководителю.

– Любопытно узнать, а как давно начали уделять этому вопросу столь пристальное внимание?

– Целенаправленное изучение человеческого фактора на железнодорожном транспорте России началось еще в начале XX века. В 1924 году советский психолог, врач, один из ведущих специалистов по психологии труда Ася Ильинична Колодная организовала первую психофизиологическую лабораторию на железнодорожном транспорте. Работа сотрудников этой лаборатории позволила уже к 1929 году создать общую схему профессионального отбора и составить психограмму 20 транспортных профессий, выработать требования и противопоказания по приему в профтехшколы транспорта.

Новый виток в развитии психологической службы на железнодорожном транспорте произошел уже в 80-х годах, когда пытаясь повысить роль человеческого фактора в обеспечении безопасности движения поездов, МПС заказало специалистам Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены исследовательскую работу по определению критериев и методов профессионально-психологического отбора машинистов магистральных локомотивов.

– Какие сегодня методики используются для формирования локомотивных бригад?

– Следует отметить, что мы проводим только те методики, которые рекомендуются к использованию на сети ОАО "РЖД".

В первую очередь, это методики, позволяющие оценить готовность к экстренному действию, скорость переключения внимания, объем внимания, стрессоустойчивость, помехо – или эмоциональная устойчивость, сложно-двигательная реакция. Кроме этого, проводится проверка социально-психологической совместимости с помощью методики, позволяющей оценить личностные характеристики человека. Это тест ДМД (диагностика межличностных диспозиций) и методика социометрии, используемая для выявления работников, у которых часто возникают конфликты или затруднения при формальном либо неформальном общении, а также для выявления предпочитаемых и отвергаемых партнеров по локомотивной бригаде. Данное обследование носит анонимный характер.

При назначении работника на должность машиниста психологи проводят с ним индивидуальную работу, направленную на адаптацию к должности. Машинист, являющийся лидером в малой группе, несет ответственность за себя и помощника и, конечно, за жизнь пассажиров. Мы даем ему определенные советы, памятки на данную тему, если необходимо – проводим психологические тренинги.

На данный момент к нам в депо прибыли командированные локомотивные бригады из Воркуты, которым предстоит временно поработать с ульяновскими коллегами. По требованиям нормативных документов ОАО "РЖД", локомотивные бригады в таких случаях формируются из местного и прибывшего работника, с обязательной проверкой их психологической совместимости. Поэтому специалисты нашей лаборатории проводят проверку совместимости и в данном случае, учитывая рекомендации коллег-психологов из эксплуатационного локомотивного депо Воркута.

– Часто ли происходят конфликтные ситуации между работниками локомотивных бригад?

– При нашем современном подходе конфликтные ситуации в локомотивных бригадах – явление редкое. Если между машинистом и помощником произошли какие-то разногласия, то они сразу обращаются к психологу и происходит перезакрепление локомотивных бригад. Ко всем таким случаям мы относимся очень внимательно, потому что людям приходится работать в паре по 10 часов, а то и больше в замкнутом пространстве – кабине локомотива.

С помощью психологических тестов психологи могут прогнозировать совместимость, которая проверяется затем непосредственно в работе. Мы призываем локомотивные бригады не умалчивать о фактах разногласия и обязательно делиться возникшими проблемами с психологом.

– В случае, если в бригаде возник конфликт, будет ли она переформирована?

– Безусловно. Более того отмечу, что переформирование бригады на начальной стадии конфликтной ситуации позволяет избежать накала страстей, нарастания неприязненных отношений, а также эскалации конфликта, а это очень важно, особенно на железнодорожном транспорте. При этом свой отказ работать с тем или иным человеком машинисты и помощники могут выражать анонимно.

Главное здесь – выяснить причину конфликта. К слову, практика показывает, что она не всегда бывает связана с психологическими особенностями человека. Поэтому, если имеет место не личностный, а производственный конфликт, то для более ясной картины привлекаем к совместной работе руководителей колонн, председателя профсоюзной организации, руководство эксплуатационного депо, чтобы вместе досконально разобраться в возникшей ситуации и найти конструктивный способ ее решения.

При оформлении социометрической карточки среди пожеланий работников могут встречаться и непредусмотренные инструкциями, но довольно-таки, жизненные и значимые для работников локомотивных бригад. К примеру, чтобы напарник был некурящий или имел сходные увлечения в жизни: рыбалку, охоту и т. п.

Отмечу, что при формировании локомотивных бригад, в силу производственной необходимости, не всегда удается учитывать желание машиниста или помощника работать в составе бригады с конкретным человеком, но в случае, если машинист или помощник указывает кого-то как отвергаемого для совместной работы – со стопроцентной уверенностью можно сказать, что с ним он точно не будет работать вместе, даже временно.

– В локомотивных бригадах, к счастью, гендерного отличия нет, а вот разница в возрасте – не редкость. Как здесь обстоят дела с совместимостью интересов?

– В последнее время в депо значительно поменялся состав, на смену старожилам приходят молодые работники. Если говорить о возрастных предпочтениях, то здесь нет ярко выраженной тенденции: молодые работники могут предпочесть как ровесников, чтобы быстрее найти общий язык, так и более возрастных напарников, чтобы перенимать опыт и профессиональные навыки. Все здесь индивидуально и по-разному.

– Как сами локомотивные бригады относятся к всевозможным тестированиям, оценкам на совместимость?

– Достаточно серьезно, так как понимают, что для них определяется группа профпригодности, которая очень важна в дальнейшей карьере. При ответах все стараются отвечать максимально откровенно. Дело в том, что одни исследования (к примеру, социометрическое) носят анонимный характер и испытуемым нет смысла давать неверную информацию. А методика, где оцениваются личностные качества, содержит шкалу достоверности ответов, и если психолог увидит, что результаты недостоверны, они не принимаются к учету и после разъяснительной работы работнику предлагается пройти данный тест повторно. Машинисты и помощники машинистов в большинстве своем понимают, что данное исследование проводится в их же собственных интересах и его результаты будут учитываться при формировании локомотивных бригад. И даже тот, кто поначалу несерьезно отнесся к вопросам, после разъяснительной беседы меняет свою мотивацию.

– К каким последствиям может привести психофизиологическая несовместимость локомотивных бригад?

– Игнорирование учета этого фактора может привести к ошибочным действиям локомотивной бригады в процессе ведения поезда. К примеру, если будет сформирована бригада из двух работников, у которых одинаково снижена скорость переключения внимания либо стрессоустойчивость, вероятность того, что они достойно выйдут из какой-то нестандартной ситуации, значительно ниже, чем у бригады, сформированной по типу комплементарности. Недооценка учета характеров личности может привести к конфликтным ситуациям. Причем здесь скорее играет роль не разница характеров, а разное сочетание определенных его черт, так как нередко разные по характеру люди достаточно хорошо взаимодействуют друг с другом. Ученые сделали вывод, что для хорошей совместимости важно сочетание определенных свойств характера и различия по уровню других его особенностей.

Большое внимание со стороны руководства и локомотивного депо, Волго-Камского региона уделяется тому, чтобы локомотивные бригады работали в своем постоянном составе, по утвержденным спискам закрепления, которые были сформированы к сезонному графику движения поездов. Эта задача стоит и перед нами, психологами.

 

Мнения

Сергей Ерастов, машинист-инструктор:

– Социально-психологическая совместимость локомотивных бригад – необходимая составляющая в тандеме машиниста локомотива с помощником. Это, прежде всего, влияет на слаженные действия во время аварийных, нестандартных ситуаций. Напарники выполняют одну важную задачу по безопасности движения поездов. Если локомотивная бригада работает неслаженно, значит у них разный взгляд на происходящее. А это значит, что затягивается время по выходу из нестандартной ситуации, происходит задержка поезда. В поездке бывает всякое, малейшая неисправность может привести в замешательство одного работника, но второй обязательно должен прийти на выручку, подсказать правильное решение.

Идет смена поколений, на смену старожилам приходят молодые работники. Не все из молодежи прошли проверку на профессионализм. Некоторые не соблюдают режим труда, и с такими приходится расставаться, кто-то сам уходит из-за сложного графика работы.

Не все работники проходят по медицинским показателям. У нас был случай, когда на работу помощником машиниста устраивался бывший летчик. Молодой человек не прошел медкомиссию и был немало удивлен этому обстоятельству, так как к летной подготовке он был признан годным.

 

Дамир Миначев, руководитель колонны:

– Когда мы формируем локомотивные бригады два раза в год, работники нередко подходят ко мне и высказывают свое мнение по поводу желания работать с тем или иным человеком. Также сам интересуюсь их предпочтением. Считаю, важно учитывать такое мнение, но обязательно потом вместе консультируемся с психологом. Предоставляем машинистам список подходящих им по характеру помощников. Право выбора здесь очень важно. Это позволяет в значительной степени избегать в будущем конфликтных ситуаций.

Но есть некоторые закономерности, которых я придерживаюсь. К примеру, с молодым работником предлагаю ставить напарника со стажем работы не менее одного года, чтобы он набирался опыта. Сотрудник, отработавший более года на тепловозе, считается у нас уже опытным.

В целом отмечу, что коллектив у нас дружный, локомотивные бригады в большинстве своем работают вместе уже несколько лет. К примеру, более пяти лет работают в паре машинист Олег Исаев и помощник машиниста Евгений Журавлев, машинист Андрей Жбанов и помощник Максим Маслов. Эти напарники понимают друг друга с полуслова.

 

Павел Костянов, машинист:

– Психологическую службу ввели для нас не зря. Помню время, когда локомотивные бригады формировали произвольно, в результате часто случались конфликтные ситуации. У некоторых дело доходило до того, что делили кабину машиниста между собой.

Со своим помощником Юрием Логиновым работаем вместе уже 10 лет. Стаж у нас одинаковый – 23 года. За эти году я научился разбираться в людях и по тому, как локомотивная бригада сдает тепловоз, могу определить с высокой долей вероятности, подойдет ли мне тот или иной напарник для работы.

Помощник для машиниста – фигура значимая, ведь приходится много времени проводить вместе. Помощник считается хозяином дизельного помещения, наблюдает за исправностью основных приборов. Мой напарник, Юрий Александрович, в этом вопросе очень внимателен и вовремя замечает какую-либо неисправность. Нестандартные ситуации в поездке лучше предупредить, чем потом выходить из них. Он технически грамотный, схватывает на лету мои указания. Стараюсь держать себя в рамках и не выплескивать негатив на помощника, хотя за время работы, конечно, случались мелкие разногласия. Важно, что они были мимолетные и незначительные, поэтому никогда не перерастали в конфликтную ситуацию. Помощник мой – человек необидчивый, мы быстро идем на компромисс, понимаем, что мы одна команда, делаем общее дело.

 

Фото: Петр Гридин.

 

Александр Савенков.

Версия для печати
screenRenderTime=1