СМИ об РЖД

Самый чистый транспорт

Экологическая политика является приоритетной и содержится во всех программных документах ОАО "РЖД", заявил на пленарной сессии "В гармонии с природой" в рамках Транспортной недели в Москве генеральный директор ОАО "РЖД" Олег Белозёров.

В 2017 году компания потратит на природоохранную деятельность 5 млрд руб.

Традиционно транспортный сектор оказывает наибольшее негативное влияние на окружающую среду. Его доля в общем выбросе углекислого газа (который отвественен за парниковый эффект и глобальное потепление) составляет 30%. Доля второго крупнейшего "загрязнителя" энергетики, к примеру, 26,8%. Однако из этих 30% всего 1% приходится на железнодорожный транспорт. Это связано с тем, что более 86% грузов и 85% пассажиров сегодня перевозятся с помощью электрической тяги, а значительная доля электроэнергии в стране вырабатывается на атомных и газовых электростанциях, которые наносят минимальный урон атмосфере с точки зрения выбросов углекислоты.

"Мы понимаем, что те виды транспорта, которые будут максимально экологичными, являются максимально конкурентными", – заявил Олег Белозёров.

В ходе осмотра выставки на Транспортной неделе премьер Дмитрий Медведев на стенде РЖД совершил виртуальное путешествие на ВСМ Москва – Казань, строительство которой планируют начать в следующем году. На перевозку одного пассажира ВСМ, кстати, затрачивает в восемь раз меньше энергии, чем авиалайнер, а значит, большее количество пассажиров можно перевезти с меньшей нагрузкой на окружающую среду. Такие данные приводит Международный союз железных дорог.

Электрическая тяга более экономична, она позволяет сократить расходы компании на перевозку почти на 30% по сравнению с тепловозной. Поэтому компания собирается нарастить долю электрифицированных путей. В ближайшей перспективе их протяженность увеличится еще на 6 тыс. км. В данный момент на сети 43,4 тыс. электрифицированных путей из 85,3 тыс. общей длины.

"Мы сейчас используем почти 2,5 млн тонн дизельного топлива и хотим в ближайшее время сократить его потребление до уровня менее 2 млн тонн в год. Это будет способствовать и очень серьезному снижению парниковых выбросов", – отметил генеральный директор компании.

В стране сегодня развернулась настоящая борьба за экологию, и в правительстве полагают, что этот год стал переломным в отношении к окружающей среде.

До запуска железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом путь между городами занимал неделю, но сейчас авиация дает возможность сократить время пути между городами до одного часа. Однако каждое перемещение из одной точки в другую оставляет за собой "хвост" из углекислого газа и сажи, заметил министр транспорта Максим Соколов. Увеличение количества пассажиров и транспортных средств нанесло заметный удар по окружающей среде.

"Основной задачей, стоящей перед транспортным сектором во всех развитых странах, в том числе и в России, стало снижение негативного воздействия на окружающую среду без потери ставших уже привычными скорости и комфорта передвижения, – говорит министр транспорта. – Сейчас в нашей стране применяются жесткие требования к экологичности транспортных средств, принимаются меры нормативного и административного регулирования, позволяющие сократить загрязнение окружающей среды транспортом. Все проекты по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры проходят экспертизу на соответствие существующим экологическим нормативам".

Особенно сложная ситуация – в крупных мегаполисах, где постоянно растет число автомобилей. По данным Минприроды, к 2025 году их будет уже 450 единиц на тысячу человек. А перевозки экологичным городским электрическим транспортом ежегодно падают на 6-7%. Благодаря жестким мерам по повышению экономичности автомобильных двигателей удается сдерживать объем выбросов углекислого газа от автотранспорта в районе 13-14 млн тонн в год. Но это ни в коей мере не решает проблему улучшения экологии. Недостаточно быстро идет и перевод автомобильного парка на газомоторное топливо.

Одной из мер по улучшению экологической ситуации в крупных мегаполисах может быть развитие городской электрички. Опыт Московского центрального кольца, где при торможении "Ласточек" до 50% потребляемой электроэнергии возвращается снова в сеть и повторно используется компанией, показывает высокую эффективность современного железнодорожного подвижного состава, что заметно снижает экологическую нагрузку на города.

 

Сергей Плетнёв.

Версия для печати
screenRenderTime=1