СМИ об РЖД

Параметры бюджета и capex РЖД на 2018 г. будут понятны после совещания по тарифам у Медведева

Итоговые параметры бюджета и инвестиционной программы ОАО "Российские железные дороги" 2018 года будут понятны после совещания у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева по тарифам.

"Все будет зависеть от принятых тарифных решений. В зависимости от (них) мы понимаем, какой объем средств (генерируется). Набор (проектов, предлагаемых к реализации) был представлен как инвестиционная программа. Соответственно, если не хватает EBITDA, мы понимаем, какой объем средств будет недостаточен и идем по критериям, какие проекты останутся. Это точно так же будет обсуждаться на совещании, решение будет комплексным", – заявил журналистам президент РЖД Олег Белозёров по итогам заседания правительства, на котором рассматривался проект финансового плана и инвестиционной программы компании на ближайшую трехлетку.

"Мы (на заседании по этому вопросу) доложили, подходы одобрены, а уточнение и их дополнительную настройку нужно провести. Как председатель правительства проведет совещание, так и будет итоговое решение. Пока оно не назначено. Насколько я понял, оно должно быть проведено не позже начала декабря", – отметил топ-менеджер, уточнив, что встреча у российского премьера будет "больше по сбалансированным тарифным решениям".

На заседании в четверг О. Белозёров сообщил, что "Российские железные дороги" рассчитывают на индексацию грузовых тарифов в 2018 г. на 3,9% по формуле "целевая инфляция минус 0,1 процентный пункт" с инвестиционной надбавкой в 1,9% (ранее сообщалось, что этот инструмент предполагается использовать под конкретные проекты), а также с сохранением 2%-ной целевой надбавки (вводилась для дополнительного финансирования капитального ремонта на 2017 г. с условием ее вычета из базы тарифа).

"Мы предлагаем долгосрочную формулу индексации тарифообразования по принципу "инфляция минус 0,1 процентный пункт". При этом предлагаем индексацию на 2018 г. установить в размере 3,9% с учетом сохранения в базе индексации целевой надбавки на ремонт в размере 2%. И просим рассмотреть в 2018 г. как переходный период начатых мероприятий по обновлению и снятию инфраструктурных ограничений в базе инвестиционную надбавку в размере 1,9%", – заявил топ-менеджер.

"Что касается дополнительной надбавки по индексации тарифа на грузовые перевозки, то поручено дополнительно проработать этот вопрос и доложить на совещании у председателя правительства до конца этого года. Параметры этой допнадбавки должны быть сбалансированы с другими макроэкономическими решениями, в том числе – влиянием на инфляцию, хотя, как нам представляется, ее воздействие минимально, и другими решениями правительства", – заявил в этой связи журналистам по итогам заседания глава Министерства транспорта РФ Максим Соколов.

Также О. Белозёров отметил, что компания предлагает в 2018 г. ряд решений по снижению тарифов, что уменьшит нагрузку на грузоотправителей, в частности, – на 20% уменьшить экспортную надбавку. В среду замглавы Федеральной антимонопольной службы Александр Редько уже сообщал, что монополия готова на снижение верхней границы тарифного коридора с нынешних 10% до 8% "и ниже", и ведомство поддерживает это решение. "Мы считаем, что в той модели, которую мы предложили, необходимо снижать с 10% до 8% экспортную надбавку", – сказал в четверг глава РЖД.

Кроме того, по его словам, компания планирует не индексировать тариф на услуги инфраструктуры для пассажирских перевозок в дальнем следовании и распространить действие единого железнодорожного тарифа для железных дорог Якутии. "Вопрос про дополнительные тарифные надбавки предлагается проработать в течение следующего года и оценить дополнительно", – заявил по этому поводу М. Соколов, добавив, что "такие решения обеспечат сбалансированность финансового плана" монополии.

В ходе заседания О. Белозёров отметил, что инвестиционная надбавка в 1,9% позволит РЖД привлечь дополнительно 70 млрд руб., не нарушая обязательств перед кредиторами по уровню долга. "Инвестнадбавка в размере 1,9% – это 26 млрд руб. (дополнительных доходов). Это решение позволит при наших возможностях по ковенантам заимствовать дополнительные средства, и это уже превращается в 70 млрд руб., которые, в свою очередь, приведут к росту ВВП", – сказал топ-менеджер.

По этому поводу на заседании высказался и глава Минтранса. "Параметры прогноза социально-экономического развития предусматривают индексацию тарифов на 4% с учетом отмены целевой надбавки в 2%, и, по данным РЖД, при такой индексации доходы по перевозкам снизятся на 56 млрд руб., что негативно отразится и на ремонте пути, и не позволит выполнить программу инвестиций на 68 млрд руб.", – заявил чиновник.

"Поскольку у нас сформированы ковенанты (по заимствованиям) 3, в зависимости от тарифа, если будет сформирован дополнительный объем EBITDA, мы сможем эти средства дополнительно привлечь в трехкратном размере", – отметил глава РЖД, общаясь с журналистами. М.Соколов в ходе заседания сообщил, что EBITDA компании в 2018 г. может вырасти на 7%, до 377 млрд руб.

Такая же цифра (376,6 млрд руб. с ростом на 6,6%) содержалась в проекте финансового плана монополии, направленном в октябре Совету потребителей РЖД (копия есть в распоряжении "Интерфакса"). Ковенант же "3" в документе относится к параметру "чистый долг / EBITDA" по РСБУ – на этом уровне (в пределах 1,067 трлн руб. при EBITDA в 353 млрд руб.) он ожидается по итогам 2017 г.

Из всего этого следует, что "Российские железные дороги" рассчитывают удержать чистый долг на уровне порядка 1,13 трлн руб.

Между тем, в проекте финансового плана отмечалось, что в 2018 г. компания планирует увеличить этот показатель на 14,5%, или 154,9 млрд руб., до 1,222 трлн руб., а общий долг по кредитам и займам – на 9,7%, или 112,7 млрд руб. В этом случае соотношение "чистый долг/EBITDA" выросло бы до 3,2. При этом РЖД уточняли, что средства необходимы для финансирования инвестиционной программы. В то же время, параметры capex, приводимые в документе (579,4 млрд руб.) и озвученные в четверг (по словам О. Белозёрова – порядка 580 млрд руб.), идентичны. "Но в конечном итоге цифра будет зависеть от принятых тарифных решений", – заявил топ-менеджер журналистам.

Президент "Российских железных дорог" на вопросы журналистов о параметрах заимствований ответил уклончиво. "Пока преждевременно (об этом) говорить, поскольку все будет зависеть от того, как будет сформирован тариф. И, если порядка 20 млрд руб. у нас выпадет (в случае, если инвестиционная надбавка в 1,9% не будет утверждена), в инвестиционной программе у нас может выпадать до 60 млрд руб.", – сказал лишь топ-менеджер. "Элемент "долг/EBITDA" "3" является неизменным, а объем привлечений будет зависеть от тарифных параметров", – добавил он. Представитель РЖД также не прокомментировал "Интерфаксу" причину изменения параметров финплана, в том числе затруднился сказать, идет ли речь об увеличении оптимизационных мероприятий для того, чтобы направлять средства на capex.

В то же время, в октябрьской версии проекта документа отмечалось, что в 2018 г. РЖД предполагает оптимизацию расходов на 14,9 млрд руб. На заседании правительства в четверг О. Белозёров заявил, что в следующем году компания "планирует сократить расходы на 80 млрд руб., производительность труда поднять на 5%". "В целом инвестиционная программа до 2025 г. при таких условиях составит 5,8 трлн руб. При этом мы готовы начать реализацию проектов по транспортному переходу на Сахалин и строительство ВСМ "Москва – Владимир", – сообщил глава компании.

Что касается наполнения инвестиционной программы на 2018 г., исходя из проекта финплана, в ближайшую трехлетку компания собирается начать существенные инвестиции в строительство казанской ВСМ. Точнее, первой ее части – "Москва – Владимир". Ранее газета "Ведомости" сообщила, что участники сентябрьского совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича пришли к выводу, что магистраль из Москвы в восточном направлении нужно сначала строить до Владимира, а по поводу прокладки остальной части, до Казани, – принять решение позднее.

На строительство линии в 2018 г. монополия планирует выделить 15,7 млрд руб., в 2019 г.– 31,3 млрд руб., в 2020 г. – 31,7 млрд руб. (всего – 78,7 млрд руб.). Практически все средства компания собирается вложить самостоятельно, рассчитывая получить из федерального бюджета лишь 89,8 млн руб. и 88 млн руб., соответственно. При этом монополия уточняет, что "объемы инвестиций могут быть уточнены по результатам утверждения окончательных параметров финансирования проекта за счет государственной поддержки".

Среди других наиболее значимых заявляемых проектов – продолжение работ по модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. В 2018 г. на эти цели компания закладывала в проекте финплана 118,9 млрд руб., в 2019 г. – 129,7 млрд руб. (существенная часть средств должна поступить из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния). При этом с 2019 г. планировалось начать второй этап модернизации магистралей, инвестиции оцениваются почти в 12 млрд руб., в 2020 г. – в 38,2 млрд руб.

Компания рассчитывает продолжить развитие участка Междуреченск – Тайшет, обеспечивающего выход на БАМ и Транссиб грузов из Кузбасса, модернизацию железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада РФ, развитие московского транспортного узла. С 2020 г. ожидаются масштабные вложения в создание подходов к Северному широтному ходу (СШХ, работы на Северной и Свердловской железных дорогах), будут наращиваться инвестиции в проект по строительству линии Селихин – Ныш с переходом пролива Невельского на остров Сахалин.

Основными источниками финансирования инвестиционной программы 2018 г. РЖД видят амортизацию (242,6 млрд руб.), кредитные средства (88,9 млрд руб.), бюджетное финансирование (113,4 млрд руб.), поступления от продажи акций "дочек" (16,3 млрд руб.), а также прочие собственные источники (129,9 млрд руб.), среди которых – чистая прибыль. "Ввиду существенного роста объемов инвестиционной программы предлагается весь объем чистой прибыли направить на финансирование проектов", – отмечала компания.

Версия для печати
screenRenderTime=2