СМИ об РЖД

Железнодорожники починят царские магистрали

Кабинет министров готовит рекордную инвестиционную программу РЖД на 1,8 триллиона рублей.

Правительство рассмотрело вчера новую программу инвестиций "Российских железных дорог". В ближайшие три года она обойдется в 1,8 трлн руб., причем в 2018 году ее размер будет рекордным – 579,6 млрд руб. Расходы федерального бюджета РФ составляют около 16 трлн, а дефицит бюджета страны в нынешнем году запланирован около 2 трлн руб.

Премьер Дмитрий Медведев назвал программу инвестиций ОАО "РЖД" одной из самых больших в стране, чем и объяснил тот факт, почему она рассматривается правительством. Накануне вопросами железнодорожного строительства занимался и Владимир Путин, ему представили проект двух веток, которые должны пройти через Москву.

РЖД пытаются согласовать повышенную индексацию тарифов на грузовые перевозки. Если в целом в экономике монополистам устанавливают рост тарифов на уровне 4%-ной инфляции, то железнодорожникам удалось выбить в 2017 году дополнительные 2%, которые они хотят распространить и до 2020 года. Глава компании Олег Белозёров заявил, что в таком случае он видит инвестпрограмму даже до 2025 года в сумме 5,8 трлн руб. "При этом мы готовы начать реализацию проектов по транспортному переходу на остров Сахалин и строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) "Москва – Владимир", – отметил он.

Высокоскоростную магистраль первоначально хотели строить до Казани, это около 800 км от Москвы, а в перспективе она стала бы началом великого скоростного пути до Пекина. Но теперь, как видно, амбиции решено поумерить, и поезда полетят только на первом отрезке в 180 км, до Владимира. Анализ показал, что 68% пассажиров в нашей стране едут на расстояние до 1100 км. Вот для них и было бы целесообразно развивать скоростное движение, тем более что при запуске таких составов, как "Ласточка" и "Стриж", динамика перевозок из Москвы в Брянск, Воронеж и Нижний Новгород растет на 10-30%.

На строительство первой очереди ВСМ до Владимира монополия планирует выделить за три ближайших года 78,7 млрд руб. При этом деньги компания собирается вложить самостоятельно, рассчитывая получить из федерального бюджета около 180 млн руб. В общей сложности на федеральный бюджет придется около 16% финансирования РЖД. "По наиболее важным направлениям мы предусматриваем софинансирование из федерального бюджета. На субсидирование пригородных перевозок в проекте федерального бюджета на период 2018-2020 годов закладывается порядка 111 млрд руб., на взносы в уставной капитал для финансирования инвестпроектов будет направлено порядка 182 млрд руб.", – сказал Медведев.

Компания продолжит также модернизацию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, которые в свое время стали символами достижений царской России и брежневского СССР. Из значимых проектов вчера отмечали также развитие подходов к портам на Дальнем Востоке, в Азово-Черноморском бассейне и на Северо-Западе РФ. Ожидается, что с 2020 года будут наращиваться инвестиции в проект по строительству перехода на остров Сахалин через пролив Невельского. Дмитрий Медведев отметил, что планируется реконструировать почти 10 тыс. км путей, кроме того, компания закупит более 2 тыс. новых локомотивов.

Компания планирует наращивать свою эффективность и конкурентоспособность по сравнению с авиацией. Например, в 2016 году на рельсы встали 86 двухэтажных вагонов, которые позволяют перевезти гораздо больше пассажиров при незначительных изменениях инфраструктуры. Продолжаются ремонты старых вагонов: за последние пять лет доля вагонов, оборудованных установками кондиционирования воздуха, выросла до 62,9%, вагонов, оборудованных экологически чистыми туалетами, до 42,5%.

"От ВСМ до Казани не откажутся, это вопрос национальной гордости, – объяснил "НГ" первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Мост на Сахалин – также давняя мечта, но она недешевая. Скорее всего подступятся к проектированию, но вряд ли дело дойдет до строительства. А у проекта моста в Японию шансы самые маленькие, ведь товарооборот с ней недостаточный. Кроме того, Япония вряд ли будет помогать нам его строить, как это мог бы сделать Китай".

"На строительство моста на Сахалин в инвестпрограмме учтены первоначальные 7 млрд руб. до 2020 года. Учитывая множество вопросов экономического и технологического характера – это разумное решение, – сказал "НГ" зам. генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. – Продление линии до Хоккайдо, возможно, является единственным вариантом приближения сроков реализации проекта строительства мостового перехода к экономической и технологической целесообразности, но в настоящий момент никакие параметры этого проекта не находятся даже на горизонте долгосрочного планирования РЖД".

 

 

Комраков Анатолий.

Версия для печати
screenRenderTime=1