СМИ об РЖД

Ремонты вагонов движутся к регулированию

Операторы просят регламентировать отношения с ОАО "РЖД".

Железнодорожные операторы хотят внести изменения в законопроект, который дает ОАО "РЖД" право получать отдельную плату за отцепку и транспортировку вагонов в ремонт. Они настаивают на определении четких правовых основ, регламента и платы за эту услугу, которая вместе с ремонтами в 2016 году обошлась владельцам парка в 33 млрд руб. Предлагается, в частности, наделить полномочиями по формированию порядка ТОР Минтранс, а расценки дать устанавливать ФАС.

Союз операторов железнодорожного транспорта подготовил поправки в законопроект, изменяющий правила текущих отцепочных ремонтов (ТОР, ремонты, которые проводятся при обнаружении неисправностей вагонов), и направил их председателю комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгению Москвичеву.

В пресс-службе комитета "Ъ" заявили, что они находятся на рассмотрении. Законопроект, принятый в первом чтении, определяет порядок оплаты услуг ОАО "РЖД" при отцепке в ремонт по причинам, от него не зависящим.

В своем письме операторы подчеркивают, что ТОР стал для ОАО "РЖД" "самостоятельной статьей дохода". Дело в том, что решение об отцепке вагона принимает ОАО "РЖД", оно же выполняет сам ремонт – в отсутствие регулярных гостарифов, отмечается в письме. Сейчас примерно в половине случаев основанием для отцепки вагона становятся причины, не зависящие от ОАО "РЖД", и стоимость ремонта и расходов на него взыскивается с владельцев вагонов, подчеркивается в письме. Так, в 2012 году при наличии "старого" парка количество отцепок не превышало 0,88% на вагон в год, а в 2016 году, с учетом обновления, показатель отцепок достиг 1,28%. Средняя стоимость текущих отцепочных ремонтов составила 24 тыс. руб. на вагон, или 32,87 млрд руб. совокупно по парку.

Операторы обращают внимание, что в законодательстве вводятся положения о проведении ТОР без раскрытия самого понятия. Они предлагают нормативно определить правила проведения ТОР – определить требования к составу и срокам выполнения ремонтных работ и ответственности по ним, порядок определения платы за неподтвержденные основания отцепок и т. д. В нескольких вариантах правок предлагается, чтобы порядок проведения ТОР утверждал Минтранс, а размер платы определялся ФАС в тарифном руководстве. В Минтрансе " Ъ" сообщили, что в начале недели прошло совещание, на котором в том числе обсуждали вопрос проведения ТОР. Ситуация прорабатывается, добавляют в министерстве, то же говорят и в ФАС. В ОАО "РЖД" заявили, что данные изменения в устав предполагают наделение Минтранса правом создавать документ, в котором будет описан порядок проведения всех операций, связанных с ТОР, и определения платы за них перевозчику. За девять месяцев количество отцепок на сети железных дорог сократилось более чем на 4%, добавляют в монополии. Источник "Ъ" на рынке отмечает, что вариант, предполагающий включение в тарифное руководство условий компенсации, может привести к тому, что ФАС незамедлительно введет плату, а Минтранс будет долго разбираться с определением правил проведения отцепок.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров подтверждает, что в условиях растущего дефицита бюджета для ОАО "РЖД" деятельность по ТОР становится источником получения дополнительных доходов и изъятия у операторов части резко возросшей вагонной составляющей. Необоснованные отцепки вагонов в ТОР – одна из причин формирования дефицита локомотивов и грузовых вагонов, полагает эксперт. По данным "Infoline-Аналитики", в связи с повышением частоты отцепок в ТОР в 2017 году ежедневно не задействовано в перевозочном процессе не менее 10 тыс. вагонов, а потери операторов с учетом стоимости ТОР составили почти 13 млрд руб. Без привлечения к обсуждению ФАС и Минтранса очень высок риск прохождения законопроекта в исходной редакции, которая усугубляет текущие проблемы, полагает эксперт.

2,6 вагона в минуту в среднем поступало в текущий отцепочный ремонт в 2016 году, по данным Института проблем естественных монополий.

 

 

Веденеева Анастасия.

Версия для печати
screenRenderTime=1