СМИ об РЖД

РЖД покупают открыто

Поставщики положительно оценили конкурсные процедуры компании.

ОАО "РЖД" значительно превысило установленный правительством уровень обязательных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). По данным Минфина, по итогам первого полугодия 2017 года он составил 52,8%, увеличившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 7,6%.

В целом, по статистике Министерства финансов, за первое полугодие среднее количество поданных заявок на один лот в закупках у крупных компаний (работающих по федеральному закону № 223) составляет 1,7, в то время как у ОАО "РЖД" это 3,3. Средняя стоимость заключенного договора c МСП по стране оценивается в 8,3 млн руб., в то время как у РЖД она выше – 9,6 млн.

"По результатам сравнительного анализа можно сделать вывод, что ОАО "РЖД" при проведении процедур закупок обеспечивает более высокий уровень конкуренции, чем большинство компаний, за счет высокой доли открытых конкурентных процедур, – отметил на прошедшей 13 сентября конференции "Закупки ОАО "РЖД". Открытый диалог- 2017" вице-президент ОАО "РЖД" – директор по внутреннему контролю и аудиту Анатолий Чабунин. – За последние несколько лет РЖД провели оптимизацию и упрощение порядка закупочной деятельности, что и позволило достичь положительных результатов".

Так, по словам Анатолия Чабунина, на 40% был сокращен перечень юридически значимых документов, предоставляемых участниками в составе заявки. Теперь им не требуется обращаться в государственные органы для выдачи необходимых документов, поскольку их можно предоставить в электронном виде. Разработана типовая форма технического предложения, что снижает вероятность ошибки. В договоре введен гибкий механизм его обеспечения не только в целом, но и по отдельным элементам. Да и сам срок заключения договора сокращен с 45 до 30 дней. Приоритет в закупках отдан товарам и услугам российского происхождения, а для небольших объемов установлены максимально упрощенные формы электронного взаимодействия с продавцами.

Особенно оценили изменения представители малого и среднего бизнеса.

"Доля и номенклатура закупок у представителей МСП постоянно растут, – говорит генеральный директор АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" Александр Браверман. – Но и мы значительно увеличили уровень конкуренции среди своих компаний, что положительно сказывается на закупках РЖД. Так, стоимость первого предложения упала на 17%, что помогает экономить средства".

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел специальное исследование среди участников тендеров на предмет их отношения к различным элементам конкурсных процедур. Интересно, что участники были разбиты на две группы – "победителей" и "проигравших". Последнюю группу составили респонденты, которые никогда не выигрывали тендеры в РЖД, хотя и регулярно в них участвовали. Как отметил руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМа Кирилл Родин, по всем пунктам преобладают положительные оценки деятельности компании в этой сфере. Здесь речь идет и о доступности информации, о сложности документации, справедливости результатов и других вопросах. Но не обошлось и без неожиданностей.

"Мы ожидали, что негативных оценок у "проигравших" по понятным причинам будет больше, – сообщил Кирилл Родин. – Но оказалось, что отношение у респондентов достаточно ровное. Это говорит о том, что в части организации, понятности, прозрачности процедур у них вопросов не возникает, они достаточно понятны, доля критических отзывов небольшая". Доля полностью удовлетворенных участием в программе закупочной деятельности РЖД среди "победителей" составила 68%, а среди "проигравших" – 41%. А полностью неудовлетворенных соответственно 2% и 12%.

Тем не менее президент ОАО "РЖД" Олег Белозёров полагает, что, хотя в системе закупок произошло много положительных изменений, она нуждается в дальнейшем совершенствовании.

"Мы решили простые вопросы, но на очереди сложные, которые не имеют простых решений, – подчеркнул Олег Белозёров. – Однако мы можем достигнуть любой цели, если будем двигаться вместе".

Вопросов много. Те же представители МСП должны увеличивать долю инновационной продукции для холдинга, но законодательство препятствует предоставлению преференций продавцам, без которых они обойтись не могут. Поэтому "вырастить" таких поставщиков трудно. Есть сложности с внесением в конкурсную процедуру определенных квалификационных требований, что позволяет отделить "добросовестных" от "недобросовестных" поставщиков. Прямо прописать это в законодательстве не всегда целесообразно, потому что это негативно повлияет на уровень конкуренции.

"Мы благодарны ОАО "РЖД", потому что оно поддерживает российскую легкую промышленность, – говорит исполнительный директор Свердловского камвольного комбината (шьет фирменную форму для сотрудников компании) Екатерина Даринцева. – Но для более эффективной работы нам необходимо расширить горизонт планирования, поскольку РЖД – это единственные потребители той ткани, которую мы разработали специально для компании". Однако увеличение сроков планирования также ставит перед РЖД сложную задачу выбора наиболее эффективного производителя.

Поэтому ОАО "РЖД" в том числе рассчитывает и на самоорганизацию внутри сообщества поставщиков, выработку ими собственных правил. Они могут сами профессионально взаимодействовать с регуляторами напрямую. Компании же необходимы качественная продукция и адекватная ценовая политика со стороны своих контрагентов.

По объему заключенных договоров ОАО "РЖД" входит в ТОП-5 крупнейших компаний России, а его электронная торговая площадка (ЭТП) – третья по общему количеству опубликованных извещений о торгах. По итогам первого полугодия 2017 года общий объем закупок составил 923,2 млрд руб. (854,3 млрд руб. в первом полугодии 2016 года), а доля неконкурентных закупок (у единственного поставщика) при этом сократилась с 36,2 до 34,3%.

Сергей Плетнёв.

Тематика: Тендеры РЖД
Версия для печати
screenRenderTime=1