СМИ об РЖД

Надежная связь – залог безопасности

В рамках проходящей в эти дни в Северной столице 72-й Всероссийской научно-техни­ческой конференции, посвященной Дню радио, в ПГУПСе будет работать одна из ее секций – "Телекоммуникации на железнодорожном транспорте". Среди участников – видные ученые, руководители предприятий и проектных институтов, которые выступят с докладами о новых интересных разработках.

Транспорт и связь – важнейшие элементы инфраструктуры современного мира, и качество перевозок становится все более зависимым от уровня информационного обеспечения данного процесса. Таким образом, вызовы времени являются мощным стимулом для развития новых телекоммуникационных технологий.

Большое внимание работе систем железнодорожной техники и автоматики уделяется на Октябрьской магистрали, являющейся передовым полигоном в области обновления и модернизации сети. Идет замена различных типов кабельных линий на волоконно-оптические, внедряются цифровые системы передачи данных, создаются оперативно-техно­ло­гические схемы связи.

Цифровизация сети позволила реализовать новую вертикаль управления (ЦУП – Д – ЕДЦУ – ЦУМРИ), и в целом радикально изменить ситуацию с телекоммуникационным и информационным обеспечением. На сегодняшний день на магистрали построено 8 000 км волоконно-оптических линий передач. Из 5 000 находящихся в эксплуатации единиц оборудования первичной сети 4 500 – цифровые.

Созданный на дороге центр технического управления сетями (ЦТУ) стал единой точкой контакта с пользователями услуг: владельцами технологических сетей, сторонними операторами… ЦТУ ведет обработку аварийных сообщений сетей и оборудования, локализует отказы, координирует всю работу, в том числе, мобильных аварийно-восстановительных бригад. В его функции входит оперативное управление, внедрение и модернизация цифровой транкинговой радиосвязи TETRA, которая используется на высокоскоростных поездах "Сапсан", курсирующих на главном ходу магистрали Санкт-Петербург – Москва.

Единая система мониторинга и администрирования (ЕСМА) ведет контроль работоспособности всего оборудования связи: от абонентских устройств (диспетчерских пультов поездной связи) до высокотехнологичного оборудования сети SDH.

В границах Октябрьской железной дороги сейчас эксплуатируются 10 900 км кабельных линий (медных), 500 мультиплексоров типа SDH и 347 – типа PDH, 840 комплектов технологической радиосвязи, 340 цифровых коммутаторов оперативно-технологической связи, 335 устройств системы автоматической идентификации подвижного состава, 1 900 стационарных радиостанций поездной радиосвязи. 6 500 км путей оснащены линиями поездной радиосвязи.

Современные условия работы и развитие научно-технического прогресса диктуют необходимость привлечения в транспортную отрасль специалистов-связистов высочайшей квалификации. В Октябрьской дирекции связи трудятся более 2 200 человек, которые успешно решают стоящие перед ними корпоративные задачи. В частности, в свое время именно они первыми на сети РЖД организовали видеоконференцсвязь с Финскими железными дорогами.

Большой вклад в развитие новых информационных технологий на железнодорожном транспорте вносят также различные профильные институты, среди которых особое значимое место занимает коллектив ОАО "НИИАС". Еще в 2013–2014 годах его специалисты вместе с ЦСС и предприятиями отечественной промышленности разработали технологию нового поколения цифровой технологической связи железнодорожного транспорта, основанную на применении пакетной коммутации (IP-технологии), что позволяет использовать единое серверное оборудование для всех подсистем связи с возможностью санкционированного выхода абонентов из одной подсистемы в другую.

– В настоящее время развитие железнодорожной радиосвязи осуществляется по двум направлениям. Это внедрение цифровых систем радиосвязи и передачи данных стандарта DMR в частотном диапазоне 160 МГц и стандарта GSM-R в диапазоне 900 МГц, – рассказывает и.о. начальника отделения телекоммуникаций систем передачи данных ОАО "НИИАС" Александр Черников. – На основе последних достижений институтом разработаны технические решения по организации систем железнодорожной связи на участке ВСМ Москва – Казань. Также для ОАО "РЖД" создается система станционной двухсторонней парковой связи на базе средств радиосвязи (РДПС), что позволит избегать акустических помех.

Есть у института и глобальный проект – создание цифровой железной дороги. На средства телекоммуникаций при этом возлагаются задачи обеспечения взаимодействия центров управления, объектов инфраструктуры и подвижного состава в процессе перевозок (включая интервальное регулирование движения поездов), и организация системы единого времени.

Фото: Иван Куртов.

 

Ольга Печора.

Версия для печати
screenRenderTime=1