СМИ об РЖД

На первый-федеральный рассчитайся

За лидерство на железной дороге спорят ПГК и ФГК.

В 2016 году в железнодорожной отрасли обострилась конкурентная борьба. Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина по итогам 2016 года уступила лидерство по объему парка в управлении Федеральной грузовой компании (ФГК, входит в ОАО "РЖД"). ФГК заняла и первое место по грузообороту, но ПГК остается первой по объему перевозок и выручке, а также по парку в собственности. Заметно нарастили свои позиции новые игроки − Первая тяжеловесная компания Сергея Генералова и "ТФМ Оператор".

Лидерство среди российских железнодорожных операторов сохраняет ПГК Владимира Лисина, хотя ФГК теснит ее по ряду позиций, следует из рейтинга INFOLINE Rail Russia TOP за 2016 год. Место в нем присваивается по сумме показателей, приоритетными считаются объем парка в управлении и перевозки (учитывается также парк в собственности, выручка за вычетом тарифа ОАО "РЖД", грузооборот). По итогам года ФГК, взявшая в аренду парк "УВЗ-Логистики" и 16 тыс. вагонов у "ВЭБ-лизинга", впервые стала лидером по объему парка в управлении с 154 тыс. вагонов (в компании говорят, что ее доля в российском парке − 14,5%, в СНГ − 10,1%). А лидировавшая много лет ПГК утратила позиции после списания 45,5 тыс. вагонов в 2016 году.

В ПГК отмечают, что пересмотрели подходы, сделав ставку на повышение производительности парка.

"В 2016 году оборот вагонов сократился с 15 до 12,7 суток, мы ставим цель довести его до 12,5 суток, − говорят там. − Таким образом, меньшим числом активов мы выполняем больший объем работ". Чтобы избежать дефицита, ПГК арендовала около 30 тыс. вагонов, в 2017 году ее парк прирастет на 7 тыс. полувагонов с улучшенными характеристиками от УВЗ. В ФГК говорят, что разработали стратегию развития в сегментах полувагонов, цистерн, крытых вагонов и платформ и планируют ее реализовать после утверждения акционером.

ФГК − лидер и по грузообороту, выросшему на 14,2%, до 364 млрд т км, доля ПГК сократилась на 14,5%, до 309 млрд т км. Но ПГК удержала первое место по перевозкам (189 млн тонн), хотя они и упали на 10,5%, так что с ней сблизилась ФГК, нарастившая перевозки на 10,6%, до 183,1 млн тонн. По мнению авторов рейтинга ("Infoline-Аналитика"), опережение по грузообороту демонстрирует зависимость ФГК от маловыгодных экспортных перевозок угля. В ФГК говорят: рост ее грузооборота значительно превысил рост парка в управлении − 37% против 19%. Отношение грузооборота к парку показывает эффективность эксплуатации вагона, лидерами по показателю стали оперирующие инновационными вагонами СУЭК и "Восток1520" (они же наиболее эффективно наращивали перевозки). А по отношению перевозок к парку первые позиции заняли компании со своими локомотивами, специализирующиеся на маршрутных перевозках, − " Нефтетранссервис", "Трансойл" и Globaltrans.

В рейтинге появились и новые крупные игроки − Первая тяжеловесная компания Сергея Генералова, консолидировавшая "Нитрохимпром" и "Восток1520" (по парку в управлении и перевозкам − 13-е и 11-е места). Также вчетверо вырос парк в управлении "ТФМ Оператора", учрежденного "Трансфин-М".

"В 2017 году по уровню доходности "золотой сегмент" − это полувагоны, в котором активно идет консолидация", − говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. По его мнению, этот период продлится как минимум до конца года, но уже в 2018 году на фоне роста закупок полувагонов и сокращения списания неизбежно снижение арендных ставок и доходности. В этом сегменте есть перекос, отмечает эксперт, покупают в основном инновагоны, но их избегают отдавать под некоторые грузы или маршруты (под щебень или грейферную разгрузку в портах). По мнению ФГК, дефицит вагонов нивелируется уже в 2018 году, будет происходить коррекция ставок, а основной упор в конкурентной борьбе будет сделан на комплексность услуг. По расчетам Института исследования проблем железнодорожного транспорта, ждать падения ставки пока не стоит − при росте грузовой базы и дальности ставка до конца года достигнет 2 тыс. руб. за вагон в сутки.

Место в рейтинге

Перевозки (млн тонн)

Грузооборот (млрд тонно-километр ов)

Число вагонов в управлении (тыс. шт.)

Выручка (место)

2016

2015

UCL Rail (ПГК)

1

1

188,8

308,8

129,7

1

ФГК

2

2

183,1

364

154

3

Globaltrans

3

3

92,5

160,7

57,1

4

Нефтетранссервис

4

4

99,6

194,8

56,1

5

Трансойл

5

5

61,8

103,3

41

2

РТК

6

6

42,3

55

44

9

СУЭК

7

10

36,4

90,9

29

-

Газпромтранс

8

8

28,2

53,5

31,4

6

ЛУКОЙЛ-Транс

9

9

23,5

29,4

21,8

8

Новотранс

10

11

36,9

130,8

28,3

19

СГ-транс

11

12

16

28,8

13,8

11

Первая тяжеловесная компания

12

23

22,7

99,8

19,6

21

УГМК

13

14

18,7

59,7

14,9

-

ТФМ Оператор

14

66

16,3

24,6

14,1

-

Рэйлтрансхолдинг

15

25

16,3

33,9

8,9

26

СИБУР-Транс

16

17

9,7

21,9

20

7

Трансконтейнер

17

16

13

50

23,2

28

РН-Транс

18

24

9,5

17,5

13

10

Совфрахт

19

19

17,8

40,9

14,8

-

ИСР Транс

20

20

15,1

18,6

6,9

14

 

Наталья Скорлыгина.

Версия для печати
screenRenderTime=2