СМИ об РЖД

"Мы сделали ставку на развитие производств в России"

О том, как компания Siemens работает в современных условиях, "Эксперту " рассказал ее президент в России Дитрих Меллер.

– Как вы оцениваете состояние российской экономики сегодня? Какова стратегия работы компании на российском рынке?

– Если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с состоянием рынка и экономики два-три года назад, то мы можем отметить, что она стала более стабильной. В некоторых отраслях уже наметился рост рынка.

На мой взгляд, бизнес адаптировался к существующим условиям, выработал определенные стратегии работы и реагирования на то, что происходит во внешней среде. Экономический кризис всех нас побудил искать новые возможности развития, и я могу сказать, что мы очень тесно сотрудничаем с нашими заказчиками, ведем постоянный диалог о том, как нам решить ту или иную задачу.

Около десяти лет назад мы сами изменили подход к работе в России, сделав ставку на создание здесь ряда производств. Еще тогда, тщательно проанализировав состояние российской экономики, оценив текущие и будущие потребности в различном оборудовании, мы пришли к выводу о необходимости локализации – как для покрытия внутреннего спроса, так и для экспорта. И эта стратегия не теряет актуальности. Развитие локальных производств в российских регионах, реализация новых возможностей, в том числе в рамках уже существующих контрактов с клиентами, продвижение цифровых технологий – основные направления, на которых мы будем фокусироваться в ближайшем будущем.

– Как начался 2017 год для Siemens в России? Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых для вашей компании проектах. Можно ли уже говорить о каких-либо промежуточных результатах?

– Для глобального Siemens 2017-й начался вполне успешно. По итогам первого квартала вырос оборот компании. В России же финансовые показатели мы обнародуем в конце года.

Если говорить о наиболее значимых проектах, то они касаются почти всех ключевых отраслей экономики, в которых мы работаем: промышленность, железнодорожное машиностроение, энергетика, автоматизация и информационные технологии.

В фокусе нашего бизнеса по-прежнему остаются проекты, связанные с железными дорогами. Это и производство подвижного состава, и его техническое обслуживание. Очень большое внимание мы уделяем сервису. В феврале 2017 года мы открыли уникальный центр обработки и анализа данных, получаемых при эксплуатации подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры. Он должен обеспечить безаварийную и бесперебойную эксплуатацию поездов. Новый центр создан на базе моторвагонного депо "Подмосковная", где сегодня осуществляется диагностика и сервисное обслуживание 33 электропоездов " Ласточка", которые используются на МЦК.

– В чем уникальность этого дата центра и почему он открылся именно на базе депо "Подмосковная"?

– Инновационный центр обработки и анализа данных введен в эксплуатацию в рамках стратегического сотрудничества между ОАО РЖД и Siemens. Это очень перспективное направление, которое может стать хорошим дополнением к проекту РЖД как "Цифровая железная дорога". Депо "Подмосковная", открытое в 2015 году, – одна из самых современных сервисных площадок. Техническое обслуживание подвижного состава здесь ведется в режиме двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю. Несмотря на это, многие неполадки и аварийные ситуации можно спрогнозировать заранее. Для этого и создан дата-центр. Данные, поступающие в центр в режиме онлайн, будут анализироваться и передаваться сервисным инженерам. Таким образом, появляется возможность прогнозировать состояние узлов поезда, повышать степень готовности подвижного состава и инфраструктуры к эксплуатации, при этом оптимизировать эксплуатационные расходы и постепенно переходить к "сервису по состоянию".

Наша компания сейчас единственная в мире имеет подобные дата-центры в железнодорожной отрасли. Площадка, открытая в депо "Подмосковная", стала аналогом центра обработки данных в Мюнхене.

– В последнее время часто всплывает тема строительства ВСМ Москва – Казань. Сохраняет ли Siemens интерес к проекту?

– Компания заинтересована в участии в этом проекте. Продолжается работа в рамках ранее созданного консорциума "Немецкая инициатива" по ВСМ, который объединяет ряд фирм, занятых в сфере железнодорожного транспорта, строительства и финансов. Наша компания имеет богатый опыт реализации подобных железнодорожных проектов во многих странах.

Сегодня мы продолжаем переговоры с РЖД об участии в проекте ВСМ Москва – Казань. В рамках "Немецкой инициативы" мы готовы участвовать не только поставками железнодорожных решений и технологий, но и финансово. Мы также заинтересованы в локализации продукции наших технологий, и у нас есть необходимые производственные мощности для этого – совместное с группой "Синара" предприятие "Уральские локомотивы".

У Siemens также есть готовое решение в части подвижного состава, который мог бы использоваться на ВСМ Москва – Казань. Речь идет об обновленной версии "Сапсана", способной развивать скорость до 400 километров в час.

– Каковы сейчас тенденции в сфере энергетики?

– Современный энергетический рынок требует внедрения энергосистем, достаточно сложных с точки зрения технологий. Мы используем здесь свой многолетний опыт и знания, чтобы повысить ресурсоэффективность и безопасность энергетической инфраструктуры для российских партнеров.

Сейчас значительная часть генерирующего парка предприятий энергетического комплекса изношена (до 60% оборудования уже выработало свой ресурс), а та часть инфраструктуры, которая базируется на старых паротурбинных агрегатах, имеет достаточно низкую эффективность. По мнению наших специалистов, цикл с использованием газа для генерации тепла и энергии – наиболее оптимальный и эффективный.

Производство современных газовых турбин локализовано в России. В 2015 году мы открыли завод "Сименс технологии газовых турбин", основная продукция которого – газовые турбины SGT5-2000E и SGT54000F мощностью 187 и 329 мегаватт соответственно. Помимо производства и поставки энергетических газовых турбин компания осуществляет разработку турбин, реализацию проектов и обслуживание оборудования.

Мы подсчитали, что в России за прошедшие десять лет 17% установленной мощности ТЭС приходится на электростанции с турбинами Siemens.

– Как продвигается программа локализации вашего производства в России?

– Siemens самостоятельно или в тесном сотрудничестве с российскими партнерами уже создал в России десять современных предприятий, на которых занято около четырех тысяч специалистов. Наши производственные площадки расположены по всей стране: в Санкт-Петербурге работают "Сименс технологии газовых турбин" и "Сименс электропривод", под Екатеринбургом – "Уральские локомотивы", а в Воронеже организован кластер по производству электротехнического оборудования, где с нуля построен завод "Сименс трансформаторы". Здесь важно отметить, что в процессе создания производств формируется сеть российских предприятий-поставщиков, которая работает по международным стандартам качества. Показателен пример производства поездов " Ласточка". Планируется, что уровень локализации производимых на Урале поездов достигнет 80%. К проекту подключено около 100 российских предприятий.

Сегодня компания Siemens сотрудничает в России более чем с 2200 российскими поставщиками, косвенно обеспечивая работой свыше 47 тысяч человек.

– На каких отраслях компания планирует сконцентрироваться в этом году?

– Мы активно развиваемся по всем основным направлениям бизнеса: железнодорожное машиностроение, энергетика, промышленность, дигитализация производства, в том числе в регионах. Сейчас мы сосредоточены на загрузке существующих производственных площадок. Это наш приоритет. Наибольший интерес, конечно, вызывают проекты, связанные с локализацией производства. Например, в конце прошлого года в Казани мы открыли производственную линию по сборке высокоточных датчиков давления Siemens.

В Уфе совместно с Башкирской электросетевой компанией продолжаем комплексную модернизацию сетевого хозяйства и впервые в России внедряем концепцию интеллектуальных сетей электроснабжения. Для переоснащения энергетических объектов применяется высокотехнологичное оборудование Siemens, сборочное производство которого уже локализовано в регионе.

В Санкт-Петербурге мы локализовали производство частотных преобразователей Sinamics S120 на нашем предприятии "Сименс электропривод", а в Чебоксарах планируем выпускать электротехническое оборудование для инфраструктуры общественного транспорта. Мы также открыли региональные представительства в Тюмени и Нижнем Новгороде по линии департаментов "цифровое производство" и "непрерывное производство и приводы". Если говорить о регионах, то нам очень интересно развитие бизнеса на Дальнем Востоке, мы сейчас активно изучаем этот регион.

– Как в вашей компании относятся к цифровизации производства?

– Мир стоит на пороге больших изменений: близится четвертая революция в промышленности, которую принято называть индустрией 4.0. Будущее за созданием полностью цифровых производств, и лидировать на рынке будет тот, кто использует информационные и цифровые технологии по всей цепочке добавленной стоимости. Именно поэтому в нашей компании выработана стратегия Digital Enterprise ("Цифровое предприятие"). Здесь речь идет о выводе на рынок различных программных и аппаратных продуктов для полной дигитализации производственного процесса – создания цифрового двойника реального производства. К примеру, компания Siemens Industry Software реализует совместно с заказчиками проекты для виртуальных моделей, на базе которых в дальнейшем может производиться изделие на реальном оборудовании, но с гораздо меньшими затратами (финансовыми и временными). Производство и тестирование прототипов тоже можно выполнить с минимальными затратами.

Мы также активно внедряем свои разработки на наших собственных производствах. В качестве примера можно привести завод программируемых логических контроллеров (ПЛК) Simatic в Амберге (Германия). Это производство автоматизировано более чем на 75%, качество выпускаемой продукции составляет 99,9988%, то есть не более 12 бракованных изделий на миллион произведенных! Для конструкторской разработки новых моделей ПЛК, планирования производства, управления цепочками поставок используются программные комплексы производства Siemens. Такие программы уже запущены в ЕС, США, Китае, Южной Корее.

 

Алексей Буланов.

Версия для печати
screenRenderTime=1