СМИ об РЖД

28.10.2016РБК daily

Стратегии следующего поколения

Замедление темпов роста российского телекоммуникационного рынка заставляет его игроков пересматривать свои стратегии развития. Над новыми "точками роста" уже думают "МегаФон", МТС, "Транстелеком", Tele2 и "Акадо".

Задуматься о новых стратегиях своего развития российским телеком-компаниям приходится из-за замедления темпов роста в основных сегментах. Доходы операторов от традиционных услуг стагнируют, так как рост абонентской базы замедлился из-за и так уже высокого проникновения, поясняет директор практики по оказанию услуг компаниям в области телекоммуникаций, информационных технологий и СМИ PwC в России Григорий Сидоров. Особенно это касается крупных городов с населением более 500 тыс. человек. ARPU (среднемесячная выручка одного абонента) не растет из-за высокой конкуренции. "При этом развиваются коммуникационные и контентные ОТT-игроки (over the top – сервисы, не привязанные к определенному оператору, например в телефонии – Skype, в ТВ-вещании – интернет-кинотеатры и т. д.), которые частично конкурируют с операторами. В этой ситуации акционеры и высшее руководство операторов вполне естественно уделяют существенное внимание актуализации долгосрочных стратегий развития и поиску точек роста", – считает Григорий Сидоров. По данным ACM-Consulting, по итогам 2015 года общее количество абонентов сотовой связи в России выросло на 4,8% по сравнению с показателем 2014 года. По итогам второго квартала 2016 года показатель вырос на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом мировые игроки раньше почувствовали этот тренд и начали искать новые для себя направления. Некоторые из них решили выходить в сегменты электронной коммерции, обратили внимание на направления Fintech (финансовые технологии), ИКТ и даже utilities (поддержание вспомогательной инфраструктуры для сетей, например электроэнергетики). Сейчас компаниям необходимо актуализировать стратегии с учетом таких направлений, как BigData ("большие данные"), IoT (Интернет вещей), Fintech, электронная коммерция, облачные технологии, полагает собеседник РБК.

 

Интернет вещей и бесплатная связь

Вопрос о стратегии группы МТС на 2017-2019 годы был в повестке заседания совета директоров 15 сентября. В пресс-службе МТС сообщили, что компания приняла обновленную стратегию, но детали документа намерена представить позднее.

У МТС в этом году истекает срок действия стратегии "3Д", основанной на трех направлениях: "данные", "дифференциация" и "дивиденды". Одну из составляющих прежней стратегии МТС обновила в апреле: компания приняла новую дивидендную политику, установив минимальный (20 руб.) и целевой (25-26 руб.) уровень выплат на акцию по итогам календарного года.

Аналитик ФК "Открытие" Александр Венгранович полагает, что МТС в обновленной стратегии отразит такие направления развития, как интернет вещей, финансовые услуги, совместные проекты с интернет-компаниями. По его мнению, компания продолжит экспериментировать с идеей бесплатных услуг для абонентов. Президент МТС Андрей Дубовсков в мае говорил, что в перспективе операторы должны перестать брать деньги с клиентов. "Мы не должны жить на те деньги, которые клиент должен платить за удовлетворение своих коммуникативных потребностей. Это и сотовая связь, стриминг, все что угодно. Все, что мы ему даем, должно быть бесплатно", – говорил он, выступая на конференции "Телеком-2016". В октябре МТС уже объявила, что предоставит пользователям бесплатный доступ к онлайн-кинотеатрам, интернет-магазинам, облачным хранилищам и социальным сетям. Стоимость трафика при этом должны оплачивать сами интернет-сервисы, посещаемость которых растет за счет абонентов МТС.

До конца года новую стратегию представит и "МегаФон", заявлял ранее финансовый директор компании Геворк Вермишян. Документ принимается на фоне смены гендиректора – в конце июня на эту должность вернулся Сергей Солдатенков, который уже руководил оператором в 2003-2012 годах. Новый гендиректор намерен вернуть финансовые показатели "МегаФона" к росту, сообщал аналитик Renaissance Capital Александр Казбеги после встречи с Сергеем Солдатенковым в июне. По итогам 2015 года выручка "МегаФона" сократилась на 0,4%, до 313,4 млрд руб., против 6-процентного роста в 2015 году. Оператор должен больше внимания уделять новым партнерствам и корпоративному бизнесу, в особенности услугам для госорганов (B2G), рассказывал на той встрече Солдатенков. Также он намеревался реформировать ретейл, чтобы повысить качество новых подключений и снизить годовой отток абонентской базы до 35% с нынешних 50%. В течение трех лет компания планирует сократить свою розничную сеть на 25-40%, до 2,5-3 тыс. салонов, писали аналитики UBS.

Еще одним новым элементом стратегии "МегаФона" должна стать новая опционная и дивидендная программы. В частности, прежняя дивидендная политика была принята во время IPO компании в 2012 году и, по мнению финансового директора "МегаФона" Геворка Вермишяна, устарела.

Соответствовать постоянным изменениям на рынке старается и Т2 РТК Холдинг (бренд Tele2), причем, по словам источника РБК, стратегия оператора пересматривается ежегодно. Собеседник пояснил, что эта практика существует еще со времен, когда компанией владела шведская Tele2. В июне гендиректор Т2 РТК Холдинга Сергей Эмдин говорил, что оператор откажется от модели дискаунтера и перейдет к модели lifestyle enabler. По его словам, оператор по-прежнему будет стараться предлагать клиентам "лучшую цену", однако акцента на демпинг больше не будет. В пресс-службе Т2 РТК Холдинга отказались прокомментировать содержание модели lifestyle enabler и сроки принятия очередной стратегии.

 

Не только mobile

Искать новые пути для развития вынуждены и игроки из других сегментов телекоммуникационного рынка. В частности, "дочка" "РЖД" – "Транстелеком" (ТТК) – в середине октября выбрала на конкурсе компанию, которая будет разрабатывать ей стратегию. Победителем стало входящее в PwC "ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование": стоимость контракта – 22,5 млн руб. с учетом НДС, согласовать стратегию с заказчиком и "РЖД" консультант должен до 31 января 2017 года. В материалах к конкурсу указывалось, что среди направлений развития ТТК, которые необходимо проработать: предоставление инфраструктуры партнерам, цифровые сервисы, а также реализация комплексных интеграторских проектов на 2017-2021 годы. С одной стороны, "РЖД" неоднократно заявляли о желании продать ТТК как непрофильную компанию. Однако в этом случае основной актив оператора, магистральная сеть, останется в собственности монополии. Еще одна причина для поиска новой стратегии, по мнению гендиректора агентства "ТМТ консалтинг" Константина Анкилова, заключается в том, что основные для ТТК рынки – магистральной связи и ШПД – сейчас почти не растут.

Во втором квартале новую стратегию приняла и ГК "Акадо", рассказал РБК представитель пресс-службы компании. Основные направления новой стратегии – запуск интерактивной цифровой ТВ-платформы, развитие услуг и сервисов для корпоративных клиентов и госструктур. Так же как и у ТТК, темпы роста основных для "Акадо" рынков – ШПД и платного телевидения – замедлились.

В "ТМТ Консалтинге" предварительно прогнозируют, что количество абонентов ШПД в этом году вырастет чуть больше, чем на 3%, тогда как по итогам 2015 года темпы составляли 3,6%, число абонентов платного ТВ увеличится на 2,7 вместо 3,7% в прошлом году.

 

Анастасия Самойлова, Анна Балашова.

Версия для печати
screenRenderTime=1