СМИ об РЖД

Условия приватизации "РЖД" не менялись, без их выполнения она затруднительна

Условия приватизации ОАО "Российские железные дороги" остаются прежними – они не пересматривались, и без их выполнения привлечь инвесторов в компанию будет затруднительно, отмечают в Министерстве экономического развития РФ.

"В "дорожной карте" приватизации "РЖД" никакие условия не менялись. Как они были утверждены в 2014 г., такими и остаются. Разве что сроки теперь будут сдвигаться", – заявил "Интерфаксу" глава департамента государственного регулирования тарифов Минэкономразвития Ярослав Мандрон.

"К полноценной приватизации "РЖД" пока не готовы, потому что предваряющие ее процедуры еще не выполнены. Нужен переход на сетевой контракт, нужно долгосрочное тарифное регулирование, нужно решить вопрос с поддержкой пригородных перевозок и вообще с субсидиями, которые без соразмерного вклада будут размывать долю инвесторов", – добавил он.

Ранее сообщалось, что план приватизации государственных активов в РФ предполагает продажу до 25 минус 1 акция "РЖД". При этом сделка должна пройти в два этапа. На первом предполагается продажа 5% госфондам: монополия должна разместить новые акции ("префы"), и, таким образом, средства поступят в компанию и будут направлены на инфраструктурные проекты. Вторая стадия приватизации ожидается в форме IPO (глава Росимущества Ольга Дергунова говорила ранее о возможной продаже "20% в районе 2015-2016 гг."). До этого времени государство, помимо прочего, должно определиться в ключевых структурных вопросах – с долгосрочной тарифной политикой, переходом на "сетевой контракт" и оптимизацией убыточных видов деятельности.

Между тем, в середине 2014 г. О. Дергунова подчеркивала, что приватизация "РЖД" будет возможна лишь после внесения средств на развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в уставный капитал компании. "Пока 150 млрд руб. на БАМ и Транссиб не войдут в уставный капитал "РЖД", говорить о приватизации преждевременно, потому что любой, кто войдет до этого момента, будет размыт этой колоссальной суммой. Поэтому вместе с компанией мы сейчас проводим все необходимые допэмиссии, внося все в уставный капитал, и дальше двигаемся в сторону привлечения инвесторов", – говорила она. "То есть сначала делаются базовые преобразования в компании, потом уже отчуждаются акции", – уточняла глава Росимущества.

По ее мнению, "в проектах типа "РЖД" приватизация вообще не является самоцелью. "Даже если это состоится году в 2020, 2030, 2040 да даже в 2050 году – не важно. Важно иметь эту цель (продажи) – в эффективно работающей компании начать строить политику корпоративного и финансового управления методами, которые применимы с несколькими акционерами. И размер "РЖД" требует того, чтобы компания сначала сделала правильный финансовый и экономический периметр", – отмечала О. Дергунова.

Начальник управления имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций ведомства Виталий Сергейчук тогда заявлял, что поскольку проекты, в рамках которых запланирована продажа 5% "РЖД", "большие", этот процесс также требует "большого количества времени". Весной 2015 г. О. Дергунова говорила, что Росимущество считает реальной продажу 5% акций "РЖД" в перспективе 3-5 лет.

Переход на долгосрочную тарифную политику и "сетевой контракт" также еще не осуществлены. Введение первой ожидалось еще в 2014 г. (с индексацией в 2014-2018 гг. не более чем на 6% в год в среднем за период). Однако в 2014 г. грузовые тарифы были заморожены, в 2015 г. – индексированы сразу на 10%, а в 2016 г. – еще на 9%. Прежняя "формула" осталась только в намерениях: в 2017 г. правительство планирует повысить тарифы на 4,5%, в 2018 г. – на 4,1%.

Переход на "сетевой контракт", предполагающий начало заказа государством у "РЖД" услуг по предоставлению ее инфраструктуры для транспортировки грузов и пассажиров (с возмещением компании выпадающих доходов при установлении тарифов ниже экономически обоснованного уровня), пока также остается лишь на бумаге. При том, что разработана концепция была еще в 2011 г., перейти к ней планировалось в 2014 г., а в 2016-2017 гг. – перейти к договорам сроком до 10 лет. По всей видимости, переход на "сетевой контракт" будет элементом целевой модели рынка железнодорожных перевозок до 2020 г. (по крайней мере, она фигурировала в проекте Минэкономразвития). Но пока документ тоже находится в разработке, его предполагается обсудить в I квартале.

Версия для печати
screenRenderTime=1