СМИ об РЖД

Alstom увеличил долю в Трансмашхолдинге до 33%, "РЖД" вышли из числа владельцев

Alstom увеличил свою долю в "Трансмашхолдинге" (ТМХ) до 33%, сообщил французский концерн.

"Alstom закрыл сделку по приобретению дополнительных 8% ТМХ у ОАО "Российские железные дороги" за 54 млн евро. В результате доля выросла до 33%", – говорится в пресс-релизе концерна. При этом Alstom отмечает, что в совете директоров "Трансмашхолдинга" сохранит два места.

Приобретение дополнительных акций сделает партнерство с ТМХ "еще более эффективным", уверен Alstom. "В частности, компании расширили совместные стратегические планы, которые теперь помимо поставки высокотехнологичного подвижного состава включают инфраструктурные решения, системы сигнализации, проекты создания транспортных систем "под ключ", а также экспорт продукции и компонентов", – говорится в сообщении.

Alstom напоминает, что его стратегическое партнерство с "Трансмашхолдингом" продолжается с 2009 г. В частности, компании совместно реализуют проект по поставке "РЖД" 400 грузовых и пассажирских электровозов.

Формально речь идет о покупке французской компанией 8% акций 100%-ного владельца ЗАО "ТМХ" – The Breakers Investments B.V. (TBI, Нидерланды). В середине декабря совет директоров "РЖД" утвердил решение продать 25% + 1 акция материнской компании "Трансмашхолдинга" примерно за 162,4 млн евро, или 13,535 тыс. евро за 1 акцию (пакет состоит из 12,001 тыс. акций TBI номиналом 1 евро каждая). В числе покупателей были нынешние владельцы TBI – Alstom, а также Ammonis Trading Ltd, Latorio Holdings Ltd, Mafrido Trading Ltd, Teromo Investments Ltd, Silasio Trading Ltd и Foldlane Investments Ltd.

Источник в "Российских железных дорогах" при этом во вторник сообщил "Интерфаксу", что монополия вышла из состава владельцев.

Структура ВТБ – ОАО "ВТБ Капитал" (ВТБК) – ранее сообщала, что выступала финансовым консультантом "РЖД". В своем сообщении ВТБК называла сделку "крупнейшей в области слияний и поглощений в российском промышленном секторе в 2015 г.". "Доля была предложена существующим акционерам ТМХ для исполнения преимущественного права в соответствии с соглашением акционеров", – отмечалось в сообщении. Ранее представитель Alstom отмечал, что компания нацелена в рамках права преимущественного выкупа приобрести около 8% акций российского холдинга пропорционально своей доле, увеличив пакет примерно до 33%.

О планах "РЖД" по продаже 25% + 1 акция в TBI стало известно в конце 2014 г. "Мы вошли туда, когда у нас стоял вопрос о сохранении тяжелого транспортного машиностроения. Это позволило привлечь Alstom. Сейчас, когда возникли два производителя основных – "Синара" и ТМХ, (во владении железнодорожной монополией акциями "Трансмашхолдинга") нет необходимости", – говорил в этой связи Владимир Якунин, занимавший тогда пост президента "РЖД".

При этом он отмечал, что монополия рассчитывает продать свою долю в ТМХ не дешевле цены покупки (сделка совершена в 2007 г., ее сумма составляла 9,2 млрд руб., пакет в TBI монополия приобрела у его основателей, в числе которых – И. Махмудов и А. Бокарев). В интервью "Интерфаксу" в июне 2015 г. В. Якунин говорил, что продажа доли в ТМХ намечена на 2015 г. "Думаю, будет серьезная цена. Базовая оценка где-то колеблется в районе 13,5 млрд руб. за 25%", – говорил он. Отвечая на вопрос о том, насколько реалистично продать долю в ТМХ до конца 2015 г., В.Якунин выражал осторожный оптимизм. "Реально, думаю. Может быть, мы договоримся по "Трансмашхолдингу", – отмечал он.

Весной А. Бокарев говорил, что частные владельцы ТМХ могут выкупить пакет в объеме, пропорциональном своим долям. "У нас есть первоочередное право в рамках закрытого акционерного общества. У них – на порядка 8%, у нас – на все остальное", – заявлял бизнесмен, добавляя, что основатели концерна "точно не откажутся" от покупки акций у "РЖД". В свою очередь президент Alstom в РФ, Украине и Белоруссии Филипп Пегорье летом заявлял "Интерфаксу", что его компания также нацелена покупать акции "Трансмашхолдинга", хотя и обсуждает цену сделки.

При этом "РЖД" отмечали, что балансовая стоимость 25% + 1 акция TBI по состоянию на 30 июня 2015 г. оценивается в 12,5 млрд руб., хотя шестью месяцами ранее находилась на уровне 14,835 млрд руб. и с 2012 г. только росла. В кризис она "просела" примерно на треть, к концу 2011 г. вернувшись на уровень цены покупки. Исходя из текущего курса ЦБ РФ, дополнительные 8% в ТМХ обошлись Alstom примерно в 4,2 млрд руб. Продажа всего пакета принесет "РЖД" около 12,6 млрд руб. Весь же "Трансмашхолдинг" оценен в 50,4 млрд руб.

О продаже Alstom 25% + 1 акции TBI акционеры ТМХ договорились в 2009 г. Пакет пропорционально своим долям сформировали все владельцы группы, кроме "Российских железных дорог". Первый транш в сумме $75 млн Alstom перечислил в 2011 г., хотя готов был сделать это еще в 2010 г. Однако к этому времени ФАС так и не выдала разрешение на сделку. Поводом к ее дополнительному рассмотрению стали опасения спецслужб (в том числе Минобороны, ФСО и ФСБ), связанные со снабжением оборонных предприятий, вопросами секретности ряда производств и технологий (заводы "Трансмашхолдинга" выпускают продукцию, используемую в ВПК). Ведомства опасались, что в связи с реорганизацией производств те цеха, которые участвовали в государственном оборонном заказе, либо в изготовлении специальных изделий, могут подпасть под сокращение.

Окончательную сумму сделки решено было определена по результатам работы ТМХ в 2008-2011 гг. (определить справедливую цену в кризисный период, когда стороны подошли к сделке, было достаточно сложно, пояснял тогда генеральный директор "Трансмашхолдинга" Андрей Андреев). Правда, после подписания соглашения о продаже совладелец ТМХ Андрей Бокарев заявил, что находит приемлемой стоимость пакета в 250 млн евро. "Если цена будет меньше, мы имеем право выйти из сделки", – говорил он. В 2012 г. Alstom перечислил второй транш. Управляющий директор Alstom по России и СНГ Бернар Гоннэ (Bernard Gonnet) говорил, что сумма может составить $360-370 млн.

"Трансмашхолдинг" – крупнейший в РФ производитель подвижного состава для железной дороги и метро. Предприятия группы расположены в Санкт-Петербурге, Брянске, Пензе, Московской, Ростовской и Тверской областях, а также на Украине и в Казахстане. По 25% + 1 акция материнской компании ТМХ владеет ОАО "Российские железные дороги" и французский концерн Alstom. Остальные акции находятся в собственности бизнесменов Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, а также структур "Трансгрупп".

 

*****

Аlstom Transport выпускает подвижной состав от высокоскоростных поездов до метро и трамваев, а также системы сигнализации, проводит их техническое обслуживание, модернизацию. В 2014-2015 финансовом году объем продаж компании составил 6,2 млрд евро, объем заказов – 10 млрд евро. Группа работает более чем в 60 странах.

Версия для печати
screenRenderTime=1