СМИ об РЖД

Москва поедет на электричке.

Президент РФ Владимир Путин одобрил проекты реконструкции железнодорожных магистралей в Московском транспортном узле. Кроме проекта реконструкции Малого железнодорожного кольца, который теперь будет курировать федеральное правительство, ОАО "Российские железные дороги" ("РЖД") планирует реконструировать радиальные магистрали пригородного сообщения, вокзалы и ликвидировать автомобильные переезды в черте города. Общая стоимость программы составляет 236,2 млрд руб.

 

Деньги не главное

В конце прошлой недели президент РФ Владимир Путин на специальном совещании в Кремле с участием главы ОАО "РЖД" Владимира Якунина, министра транспорта Максима Соколова и вице-премьера Аркадия Дворковича одобрил проекты развития железнодорожной пассажирской системы в Московском транспортном узле, определив реконструкцию Малого московского железнодорожного кольца в качестве приоритетного направления. Он предложил правительству РФ напрямую курировать этот проект, поскольку "министру будет сложновато и с влиятельными губернаторами решать вопросы, и с Министерством финансов, со всеми составляющими". Если же проект будет утвержден правительством, то "мы сможем достичь необходимой дисциплины и в организации работ, и в финансировании", добавил Владимир Путин.

Следует отметить, что и дисциплина, и финансирование как раз остро понадобятся железнодорожникам и городским чиновникам. Плановый запуск движения по Малому кольцу – четвертый квартал 2015 года, по заявлению Владимира Якунина, подготовительные работы уже начались. За эти три года нужно будет полностью электрифицировать кольцо, построить заново 30 остановочных пунктов, проложить дополнительные вторые и третьи пути, чтобы технологическое и грузовое движение не мешало пассажирским перевозкам по кольцу. Первоочередные работы будут включать в себя реконструкцию участка Пресня – Канатчиково, а также строительство и реконструкцию 17 искусственных сооружений на всем протяжении кольца.

Деньги на строительство нужны тоже немалые: необходимые инвестиции в транспортную составляющую железнодорожного кольца оцениваются на уровне 54,8 млрд руб., источниками финансирования определены инвестиционный бюджет ОАО "РЖД", а также средства городского и федерального бюджетов (в 2012 году федеральный бюджет уже выделил на проект 8,3 млрд руб.).

Кроме того, на закупку подвижного состава необходимо потратить еще около 10 млрд руб. Предполагается, что это будет семивагонный электропоезд вместимостью не менее 1250 человек и скоростью до 120 км/ч. Конкурс по выбору производителя будет объявлен в 2013 году, поставка вагонов должна начаться в конце 2014 года – начале 2015 года. По словам заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова, город фактически получит еще одну ветку метро, но ее стоимость будет в пять раз ниже, чем стоимость строительства новой кольцевой линии.

 

Ставки сделаны

Столичный железнодорожный узел является крупнейшим в стране, здесь сосредоточено более половины всех пригородных перевозок и около 23% в дальнем сообщении. Для этого региона не характерна, например, проблема сокращения пригородных электропоездов: пассажиропоток здесь устойчиво растет, а перевозчики показывают прибыль, в отличие от большинства других регионов. "Мы с коллегами из "РЖД" за последние два года увеличили объем перевозок на 15%. Этому способствовала и тарифная политика: за два года мы практически не увеличили стоимость перевозок", – отметил Сергей Собянин в телеэфире канала ТВЦ.

Сейчас пригородные перевозки в Москве осуществляют ОАО "Центральная пассажирская компания" и ОАО "Московско-Тверская пригородная компания", а ООО "Аэроэкспресс" возит пассажиров из центра города в аэропорты. Ежесуточно в Московском регионе услугами железнодорожного транспорта пользуются около 1,3 млн пассажиров, по этому показателю он является одним из крупнейших в мире и наиболее загруженным на железных дорогах России. Согласно заявлениям московских чиновников, именно на пригородные поезда делается ставка в решении проблем с автомобильным трафиком. "Сегодня большинство жителей Подмосковья ездят в Москву либо на своих автомобилях, либо на наземном транспорте. Причем доля тех, кто ездит на своем, личном транспорте составляет 35-40%. Это, конечно, запредельное количество – ни одна дорожная сеть, как бы мы ее ни реконструировали, такого количества машин вместить не может", – констатирует мэр Москвы.

Развитие инфраструктуры радиальных пригородных железнодорожных направлений призвано перевести пассажиропоток с автомагистралей на железнодорожные пути. "Одна железнодорожная линия по пропускной способности равноценна восьмиполосной автодороге, в результате стоимость пассажироместа в электричке в пять раз дешевле, чем в автомобиле, – разъясняет логику этих решений заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов. – Экономический эффект для государства намного выше, поэтому оно и дотирует перевозки из федерального бюджета. В Москве и Московской области операторы получают на эти цели около 12,5 млрд руб. в год", – добавляет он.

 

Курс на Большую Москву

Для увеличения пассажиропотока столичные власти и ОАО "РЖД" планируют построить дополнительные пути на основных направлениях, модернизировать вокзальное хозяйство и увязать друг с другом разные виды транспорта на пересадочных узлах. Московский транспортный комплекс имеет радиально-кольцевую структуру и состоит из десяти радиальных направлений. Первым будет расширяться Ленинградское направление, уже ведется строительство четвертого пути на участке Москва – Крюково. Четвертый путь не только будет способствовать увеличению пропускной способности пригородной зоны, но и позволит пропускать пассажирские скоростные поезда на участке Москва – Санкт-Петербург без ущерба пригородному движению. Проект оценивается в 25,9 млрд рублей и будет завершен к 2015 году.

Строительство четвертого главного пути запланировано также на направлении Москва-Павелецкая – Домодедово. Реконструкция позволит увеличить ежегодный пассажиропоток с 20,8 млн до 39,1 млн человек к 2020 году, что сопряжено с планами развития аэропорта Домодедово. Обновление инфраструктуры позволит пустить на линию 58 пар аэроэкспрессов вместо сегодняшних 30, а также увеличить грузовое движение для обеспечения аэропорта топливом. Среди других проектов на 2012-2020 годы планируется развитие инфраструктуры Ярославского, Горьковского, Казанского и Савеловского направлений.

"Еще один пласт задач возникает у железнодорожников в связи с планами присоединения к Москве новых территорий, – отмечает в своем блоге президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. – Расширение границ города требует первоочередного развития Курского и Киевского радиальных направлений, а также участка между ними для обеспечения транспортного обслуживания присоединяемых территорий", – рассказывает он, добавляя, что на этом полигоне рассматриваются перспективы организации скоростного сообщения. По словам Максима Ликсутова, программа первоочередных мер по развитию пригородного комплекса оценивается примерно в 144 млрд руб. И значительная часть этих средств будет запрошена в федеральном бюджете.

 

Привокзальная экономика

Другой точкой взаимодействия московских властей и "РЖД" стало развитие привокзальных территорий и вокзалов столицы, а также интеграция железнодорожных станций и станций метро в единые транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Работы по обустройству первых 19 плоскостных ТПУ уже ведутся возле станций метро "Выхино", "Дмитровская", "Курская", "Петровско-Разумовская" и некоторых других. По поручению мэрии поддержку в согласовании документации и реализации проектов оказывают муниципалитеты: участки земли освобождаются от объектов несанкционированной уличной торговли. У шести станций метро – "Курская", "Царицыно", "Домодедовская", "Ясенево", "Лианозово" и "Бульвар Дмитрия Донского" – до конца 2012 года появятся автоматизированные перехватывающие парковки в общей сложности примерно на 1200 машино-мест. Всего же "РЖД" построят на территории Москвы 63 ТПУ, ориентированных на железнодорожные станции и станции метрополитена.

Особое внимание уделяется развитию вокзальных комплексов в Москве. "До конца этого года должны быть полностью реконструированы четыре столичных вокзала – Савеловский, Рижский, Ленинградский и Павелецкий. Их внешний облик кардинально не изменится, но внутри транспортные комплексы станут намного комфортнее", – обещает Владимир Якунин.

Одним из главных нововведений на московских вокзалах стало привлечение сетевых предприятий общественного питания на условиях франчайзинга. Например, в здании Павелецкого вокзала открылось первое заведение торговой марки "IL ПАТИО и Планета Суши". В третьем квартале 2012 года на Павелецком, Казанском и Савеловском вокзалах Москвы планируется открытие сетевых объектов таких брендов потребительского рынка, как KFC, "Джерри Вингс", "Сабвей", "Баскин Робинс", "Чайхона N1" и других. "Такой подход гарантирует продвижение единого стандарта качества товаров и услуг из мегаполисов в регионы. Для сетевых компаний актуальность проекта заключается еще и в существующем стабильном спросе на товары и услуги. Только за один год через вокзалы Дирекции проходит порядка 1 млрд пассажиров", – говорит начальник Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД" Сергей Абрамов.

Еще одной темой для обсуждения с московскими властями, по словам представителя ОАО "РЖД", является реконструкция железнодорожных переездов – давно назревшая проблема в столице. "На существующей территории города Москвы эксплуатируется 74 переезда, при увеличении скоростей пассажирских поездов их эксплуатация приводит к увеличению пробок, особенно учитывая возрастающие объемы автомобильного движения в городе", – отмечают в монополии, добавляя, что наиболее эффективным решением этой проблемы является строительство развязок железной и автомобильных дорог в разных уровнях. Такая же проблема должна быть решена и для пешеходов: в Москве несколько десятков мест, где железная дорога отделяет жилые микрорайоны от учебных заведений, медицинских учреждений и магазинов и на пути постоянно выходят люди, сетуют железнодорожники.

 

Анатолий Калинин

Версия для печати

Также по теме

screenRenderTime=1