СМИ об РЖД

04.10.2012РБК daily

Дублер метро.

В Москве началась реконструкция Малого кольца железной дороги (МКЖД), которое к 2015 году должно заработать в качестве дублера Кольцевой линии метрополитена. По словам заммэра и главы департамента транспорта Максима Ликсутова, работы по строительству дополнительных путей и электрификации стартовали на пилотном участке Пресня – Канатчиково. Всего в инфраструктуру МКЖД планируется вложить 54 млрд руб., остальные затраты связаны с закупкой подвижного состава и созданием транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), часть из которых будет использоваться для остановки поездов дальнего следования. Поезда, которые будут курсировать по кольцу, придется создавать с нуля.

Максим Ликсутов во вторник опроверг информацию о том, что запуск пассажирского движения на кольце откладывается до 2020 года. По словам заммэра, уже начались строительные работы на перегоне Пресня – Канатчиково, ведется оформление договоров аренды земли на участки под ТПУ и завершается разработка технического задания на подвижной состав, который будет обслуживать МКЖД. Обычные электрички не подойдут. "Чтобы инфраструктура МКЖД была полностью интегрирована с инфраструктурой метрополитена, в вагонах поездов должны быть предусмотрены три двери и более широкие тамбуры", – объяснил Максим Ликсутов. Он уточнил, что готового подвижного состава ни у российских, ни у зарубежных производителей нет. Это будет принципиально новый тип поездов, который придется создавать с нуля. "Торги объявим в 2013 году, с тем чтобы поставки начались в конце 2014-го – начале 2015 года", – сообщил чиновник.

Согласно обновленному прогнозу НИиПИ Генплана, к 2020 году МКЖД должно выйти на перевозку 285 млн пассажиров в год, что соответствует показателям Кольцевой линии метрополитена. При этом реконструкция железнодорожного кольца обойдется в пять раз дешевле строительства новой линии подземки. По словам Максима Ликсутова, затраты на инфраструктуру и электрификацию составят 54 млрд руб., на закупку подвижного состава – 10 млрд руб. (ранее реконструкция кольца оценивалась в 102,8 млрд руб.). "По базовому сценарию строительство инфраструктуры будет полностью профинансировано за счет федерального бюджета, закупка составов – за счет средств ОАО "Московская кольцевая железная дорога", – уточнил заммэра.

Российское правительство уже открыло финансирование проекта, который позволил начать работы на участке Пресня – Канатчиково. Уставный капитал ОАО "МКЖД" в настоящее время сформирован в объеме 5 млрд руб. – по 2,5 млрд от правительства Москвы и "РЖД". Эти деньги в том числе пойдут на проектирование транспортно-пересадочных узлов. "Строить ТПУ будут частные инвесторы, но сначала нужно разработать решения по технико-экономическим показателям", – поясняет Максим Ликсутов.

Из 31 остановочного пункта, запроектированного в составе МКЖД, 18 будут иметь пересадку на линии метрополитена, а 9 – на радиусы железной дороги, включая Павелецкое, Курское, Казанское, Горьковское, Ярославское, Савеловское, Ленинградское, Киевское и Рижское направления.

По словам Максима Ликсутова, это позволит организовать в составе ТПУ платформы для поездов дальнего следования, как это практикуется во многих городах Европы. "Не все пассажиры хотят ехать в центр на главный вокзал. Многим просто нужно пересесть на метро или поехать в аэропорт", – говорит он.

МКЖД выступит связующим звеном между тремя столичными аэропортами – Внуково, Домодедово и Шереметьево. Оператором этой системы, как ожидается, станет ОАО "МКЖД", поскольку у "Аэроэкспресса" нет поездов, способных курсировать по кольцу. Конкретные параметры этого проекта станут известны после того, как правительство РФ примет решение по развитию Московского авиаузла, в частности по специализации и дальнейшему развитию самих аэропортов, говорит Максим Ликсутов. Пока трудно оценить востребованность данной услуги и экономику всего проекта.

История реконструкции МК МЖД протяженностью 54 км уходит в далекий 1999 год, когда было принято решение о разработке технико-экономического обоснования организации на нем пассажирского движения. Проект был подготовлен в 2004 году, однако его реализация по разным причинам откладывалась.

По графику, утвержденному правительством Москвы и ОАО "РЖД", реконструкцию предполагается осуществить в три этапа: до конца 2012 года завершить проектирование и выйти на первый участок, в 2013-2014 годах провести электрификацию и построить 12 первоочередных остановочных пунктов, чтобы к Дню города 2015 года запустить первые 48 пар пассажирских поездов.

Александра Голубева

Версия для печати
screenRenderTime=1