СМИ об РЖД

Труба через зону конфликта.

Грузия предложила России построить нефтепровод в Турцию.

Это коммерческое предложение Грузинской международной нефтяной корпорации (GIOC) основано на предварительных расчетах ее специалистов. В Москве в конце августа пройдет первый раунд переговоров GIOC с Министерством промышленности и энергетики России и российской госкомпанией "Транснефть". Интерес к проекту высказал президент России Владимир Путин, который уже дяал соответствующее поручение своему энергетическому ведомству, сообщил "Постфактум".

Три года назад аналогичное предложение было отвергнуто. Речь, по сути дела, идет о доработке подготовленного еще в 1970-х годах в СССР проекта нефтепровода Новороссийск – Туапсе – Сочи – Адлер – Сухуми – Поти – Батуми и далее в Турцию, с ответвлением из Батуми в Армению. В грузинском порту Поти эта артерия сомкнется с нефтепроводом Баку – Тбилиси – Поти – Батуми, что сформирует российско-закавказско-турецкую нефтепроводную сеть.

Реализация проекта, как и восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию, по мнению чиновников и аналитиков, возможны при урегулировании российско-грузинских проблем и грузино-абхазского конфликта. Кстати, этот проект впервые был предложен премьер-министром СССР А. Н. Косыгиным в ходе его визитов в Турцию в начале 1970-х годов. Анкара не возражала, и к 1976 году была подготовлена необходимая документация. Но он по многим причинам, в том числе из-за "опалы" Косыгина со второй половины 1970-х, не был реализован (строить же такой нефтепровод только в Армению было тогда, да и сегодня, нерентабельно).

На официальном и неофициальном уровнях в Армении и Турции тоже высказываются за такой проект, ибо он, по очевидным причинам, выгоден этим странам. А одобренный Организацией Черноморского экономического сотрудничества – ОЧЭС (в нее входят, наряду с причерноморскими странами, Армения, Азербайджан, Греция, Кипр, Македония, Молдавия ассоциированные участники – Белоруссия, Иран, Венгрия, Сербия, Албания) проект общерегионального энергетического "кольца" предусматривает, в частности, надежное нефтяное снабжение региона ОЧАЭС. Поэтому в Грузии, Армении и Турции апеллируют и к "общечерноморскому энергокольцу".

По некоторым прогнозам, упомянутый трубопровод выгоден и России: он наверняка понизит спрос в регионе на азербайджанскую, средневосточную и североафриканскую нефть, зато российские нефтепоставки в регион увеличатся минимум на 20%. Предварительная стоимость проекта достигает в текущих ценах 5 миллиардов долларов, а пропускная способность "трубы" составит 15-20 миллионов тонн в год (как и трубопровода Баку – Тбилиси – Поти – Батуми). Причем до 60% его загрузки обеспечит спрос Турции. Себестоимость же поставок нефти из РФ в Армению и Турцию, за счет сравнительно дешевого трубопроводного транспорта, понизится почти вдвое в сравнении с нынешними, в основном танкерными поставками, а в Армению – и железнодорожным транзитом через Иран! Грузия же с Абхазией станут коридором для экспорта российской нефти в Турцию и Армению.

Согласно грузинским и армянским источникам трасса нефтепровода обойдет экологически значимые районы восточночерноморского побережья, и скорее всего будет создан строительно-эксплуатационный консорциум стран, где пройдет упомянутый нефтепровод, и/или их компаний. Президент Грузинской международной нефтяной корпорации Георгий Чантурия еще в 2004-м и 2005 годах заявлял СМИ, что российской стороне (в том числе МИДу) переданы предложения Грузии по строительству и использованию нефтепровода Новороссийск – Туапсе – Сочи – Адлер – Сухуми – Поти – Батуми – Турция с ответвлением Батуми - Армения. По утверждению Чантурии, в случае реализации проекта Россия и Грузия смогут ежегодно получать соответственно 300-550 и до 150 миллионов "нефтедолларов". По его словам, Абхазия за счет нефтетранзита сможет получать минимум 50 миллионов долларов в год при том, что ее годовой бюджет не превышает 3,5 миллиона долларов.

Сообщается и о подготовке юридических решений, позволяющих Абхазии получать нефте-транзитные доходы, – например в рамках общеабхазской свободной экономической зоны.

Схожую точку зрения высказала журналистам спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе: "Абхазия должна быть привлечена к проектам такого рода. Это станет и знаком внимания Тбилиси к Сухуми, и будет способствовать развитию, а не изоляции Абхазии. А также – нормализации российско-грузинских отношений". Но по мнению политолога из Армении Ашота Марукяна: "Россия скорее всего предпочтет более гарантированные, в сравнении в восточночерноморским нефтепроводом, доходы от проведения сочинской Олимпиады. И если его начнут строить, то не раньше Олимпиады-2014".

Алексей ЧИЧКИН

Версия для печати
screenRenderTime=2