СМИ об РЖД

Ласточкино гнездо

Одна из старейших станций в системе "РЖД" – Подмосковная – обрела новую жизнь: теперь там обслуживаются скоростные "Ласточки" и "Сапсаны".

Впрочем, от славного прошлого она тоже отказываться не собирается.

Станция Подмосковная появилась благодаря амбициозному проекту – речь шла, ни много ни мало, о том, чтобы соединить азиатский восток с европейским западом, а именно провести дорогу от центральных российских губерний к Виндавскому порту (сегодня это Вентспилс – латвийский портовый город на берегу Балтийского моря, до недавнего время остававшийся важнейшим пунктом на пути отечественного экспорта нефти и угля). Такая дорога с длинным названием – Московско-Виндаво-Рыбинская – в результате была построена, а неподалеку от села Всехсвятского возникла и новая станция. Тогда она называлась Москва II, сегодня Подмосковная. Про село стоит пояснить, на протяжении веков здесь традиционно останавливались цари перед тем, как въехать в город, так что место, что называется, намоленное. Вот маленький исторический анекдот: после своего открытия, на протяжении нескольких месяцев, в 1901 году станция Подмосковная была... столичным вокзалом, по крайней мере, выполняла его функции. И лишь в сентябре того же года этот почетный титул перешел к достроенному наконец Виндавскому вокзалу в Москве (сегодня Рижский).

Впрочем, своего транспортного и культурного значения станция не потеряла: она оставалась важнейшим сортировочным пунктом, причем, к примеру, в советское время через нее поставляли вагоны для столичных метропоездов, а в войну здесь формировали бронепоезда. Ну а красоту станции успели оценить киношники: говорят, именно здесь снимали "Балладу о солдате".

Стоит сказать несколько слов о внешнем виде станции, она построена в стиле модерн и сейчас является едва ли не единственным из таких архитектурных ансамблей, уцелевших после войны. Тем драматичнее оказались планы по сносу станции и застройке освободившейся территории в 2000-х, они, к счастью, так и остались планами. С декабря 2008 года зданиям станции придали статус памятников истории и архитектуры и поставили под государственную охрану, оказалось, кстати, что это тоже может приносить деньги. Сегодня Подмосковная – своего рода музей под открытым небом, открывшийся в тестовом режиме несколько месяцев назад. Здесь воссоздан старинный вокзал, застыли фигуры железнодорожных работников того времени, можно рассмотреть интерьеры конторки начальника станции, служебную квартиру служащего, буфет... А как насчет того, чтобы совершить паровозную поездку по одному из исторических маршрутов? К услугам посетителей здесь сразу семь старинных паровозов, и все на ходу.

Контрасты XXI века: по соседству с историческими зданиями на станции недавно построили и сверхсовременное моторвагонное депо, оно предназначено для скоростных электропоездов "Сапсан" и "Ласточка". Эти поезда со следующего года будут ходить по Малому кольцу Московской железной дороги и радиальным направлениям, а на станции проходить ремонт, экипировку, мойку и вообще любое сервисное обслуживание. При полной загрузке Подмосковная сможет принять около 90 таких поездов. В историческом окружении, но на новейшем оборудовании (например, на уникальном тренажере, симулирующем то, как движется электропоезд на том или ином реальном участке) будут готовить и персонал для их обслуживания. Символично, что все используемые в депо технологические конструкции – российского производства. Но это и понятно: положение обязывает.

Версия для печати
screenRenderTime=1