СМИ об РЖД

27.02.2015Газета "Московский железнодорожник" (Московская железная дорога)

За простой придется заплатить

Выполнению плана отправления грузов, мерам по привлечению дополнительных объемов, важным новациям в федеральном законодательстве о железнодорожном транспорте был посвящен первый в новом году Центральный межрегиональный координационный совет. Заседание прошло 13 февраля 2015 года под председательством начальников МЖД и ЮВЖД Владимира Молдавера и Анатолия Володько.

В начале заседания Владимир Молдавер отметил позитивные результаты деятельности, достигнутые Центральным межрегиональным координационным советом в части улучшения организации эксплуатационной работы на полигонах двух дорог в 2014 году. Плодотворными оказались выработанные советом предложения по совершенствованию механизмов взаимодействия всех участников транспортного рынка. Благодаря поддержке советом инициативы ОАО "РЖД" в Федеральный закон о железнодорожном транспорте внесены важные изменения в части совершенствования правовой базы при осуществлении воинских перевозок, определении понятия "оператор железнодорожного подвижного состава", использовании пользователями услуг инфраструктуры общего пользования, решении вопросов просрочки в доставке груза. Усовершенствования, закрепленные в законе №503-ФЗ, подписаны президентом РФ Владимиром Путиным 31 декабря 2014 года и вступают в силу с первого апреля.

Начало 2015 года, как и для страны в целом, оказалось нелегким для Московской и Юго-Восточной железных дорог.

– Погрузка на начало февраля 2015 года свидетельствует о недостаточности грузовой базы для выполнения планового задания, – сообщил Владимир Молдавер. – При этом заявленные объемы экспортных перевозок в направлении Северо-Кавказской железной дороги превышают перерабатывающие возможности портов, в первую очередь по черным металлам и нефтепродуктам. Надо рассмотреть альтернативные маршруты доставки грузов через порты Калининградской и Октябрьской железных дорог.

Положение дел с выполнением плана погрузки на столичной магистрали пока остается напряженным.

На февраль 2015 года Московской железной дороге установлен этот план в размере 175,2 тыс. т, что составляет 95,8% к аналогичному периоду 2014 года. По состоянию на 11 февраля погрузка выполняется на уровне 178,83 тыс. т (102% к плану), а вот к февралю прошлого года – лишь на уровне 95%. Данный показатель в феврале выполняется Московско-Рязанским, Тульским, Смоленским и Брянским регионами. Отставания фиксировались в Орловско-Курском, Московско-Курском и Московско-Смоленском регионах.

Из 33 номенклатур грузов, заданных магистрали, погрузка выполняется только по 25 номенклатурам. Потери допущены по железной руде, удобрениям, черным металлам. Такая же ситуация складывается у соседей.

Какие же меры принимаются на МЖД и ЮВЖД для безусловного выполнения планов перевозок грузов и привлечения дополнительных объемов?

– Мы стремимся предоставлять клиентам новые транспортные услуги, – заверил участников совета Владимир Молдавер. – Это прежде всего организация перевозок грузов по расписанию с согласованным временем отправления и прибытия; услуга "РЖД-Экспресс" по доставке сборных грузов; применение гибкой тарифной политики. Мы постоянно готовы к переключению объемов перевозок продукции и сырья с автомобильного транспорта на железнодорожный.

Приоритетным для компании курсом, как отметил начальник МЖД, является повышение качества оказываемых услуг всем участникам транспортного рынка. Предоставляемый сервис предполагает мультимодальные перевозки "от двери до двери" с применением сквозной ставки оплаты всех услуг и заказ их через "единое окно", позволяет железной дороге предлагать конкурентоспособный продукт, востребованный на транспортном рынке.

О положительных результатах работы Московского территориального центра фирменного транспортного обслуживания по привлечению грузов рассказал первый заместитель его начальника Олег Полеев.

– В 2014 году на МЖД график движения поездов по расписанию выполнен на 87%, а в январе 2015 года – на 100%, – сообщил он. – Оказание этих и других новых услуг позволило дороге повысить лояльность клиентов, выстроить взаимовыгодное сотрудничество, простимулировать дополнительные объемы, увеличить пропускную способность инфраструктуры, а тем самым получить сверхплановую прибыль. Сегодня МТЦФТО сконцентрировался на внедрении услуги перевозки по графику в направлении портовых станций Северо-Кавказской железной дороги.

Спрос грузоотправителей на подвижной состав, как отметил Владимир Молдавер, полностью удовлетворен. Однако число новых приватных вагонов продолжает только увеличиваться. Где же их размещать?

– В настоящее время на сети железных дорог насчитывается более одного млн 220 тыс. единиц грузового подвижного состава, – сообщил начальник МЖД. – Из них около 232 тыс. вагонов, или 20%, это избыточный парк, что в условиях дефицита емкости инфраструктуры крайне негативно влияет на работу железнодорожного транспорта. В феврале 2015 года общее среднесуточное наличие порожних вагонов различной собственности на дороге составило 56,2 тыс. вагонов, или 74% от общего рабочего парка вагонов.

Разбалансированность размеров вагонного парка и емкости инфраструктуры привела к сокращению резерва пропускной способности железной дороги, росту "узких" мест, увеличению потребности в тяговых и энергетических ресурсах. Вследствие этого ухудшились качественные показатели перевозочного процесса, возросли непроизводительные затраты, снизилась надежность доставки грузов и порожних вагонов. Происходило это прежде всего потому, что владельцы вагонов, руководствуясь лишь своими коммерческими интересами, бессистемно размещали порожние вагоны на инфраструктуре общего пользования – и не несли за это никакой финансовой ответственности!

С принятием остроактуальных поправок в законодательство все меняется. Теперь можно, наконец, выработать оптимальный и справедливый порядок взаимодействия перевозчика, грузовладельца и оператора грузовых вагонов: за нерациональный простой на путях РЖД придется платить. И немало. Важно, чтобы нормы и санкции закона были заблаговременно внимательно изучены участниками рынка.

– Я думаю, что собственники и операторы подвижного состава еще не до конца поняли, что период "вольницы" закончился, – предупредил Владимир Молдавер. – А времени на раскачку нет, первое апреля уже не за горами. Необходимо немедленно приступить к заключению договоров на отстой вагонов или аренду путей, к обучению персонала работе в новых условиях, повышению качества планирования заадресовки под погрузку порожних вагонов.

Начальник Московской магистрали выразил надежду, что новый закон позволит отрегулировать злободневный вопрос повышения эффективности использования вагонного парка. Ведь теперь станет финансово невыгодно, накладно сутками содержать избыток порожних вагонов на станциях в ожидании погрузки. Появится стимул к развитию собственниками подвижного состава своей инфраструктуры для отстоя избыточного парка вагонов. Выгоду получат и железные дороги: за счет высвобождения путей увеличатся пропускные способности, повысятся надежность и качество перевозок.

Фото: Евгений Надалинский.

Игорь Ленский

Версия для печати
screenRenderTime=0