СМИ об РЖД

02.11.2012Газета "Вперед" (Юго-Восточная железная дорога)

Ожившие строки.

Первый номер журнала "Железный Путь" – орган главного культурно-просветительного отдела Юго-Восточных Советских железных дорог (так называлась наша магистраль в послереволюционную пору) поступил к читателям 22 сентября 1918 года. Он видел свое призвание в том, чтобы "обслуживать грандиозные задачи просвещения народа". Просуществовал до конца 1923-го.

 

1. Дебют Андрея Платонова

Юго-восточники могут годиться тем, что путь в большую литературу выдающийся писатель начал именно с этого издания. Андрей Платонов рано встал на трудовую стезю – литейщик на заводе, помощник машиниста, механик на локомобиле. "Железка" не только дала ему возможность работать по избранной специальности, но и поощряла к сочинительству.

Уже во втором номере "Железного Пути", датированном 5 октября, был опубликован его документальный очерк "Очередной". 19-летний автор рассказал о гибели сослуживца – новой человеческой жертве, отданной ради того, чтобы торжествовал капитал в погоне за прибылью.

…Их было трое возле печи – старый рабочий Игнат и двое новичков – Ваня и непосредственно Андрей Платонов. Он и стал свидетелем жуткого происшествия – печь не выдержала, и "белый огненный бич" раскаленного металла ударил по молодому напарнику.

"Инстинктивно я схватил рукоятку и прервал ток. Мотор, повертевшись немного по инерции, остановился… В ужасе столпились люди. Странное, необычное безмолвие перекатывалось по заводу из мастерской в мастерскую. Где-то далеко мерно пульсировали машины.

– Погубили, окаянные, – вздыхал кто-то из толпы рабочих, – ах, мучители треклятые... Им, проклятым, деньга дорога, так они заместо нефти хотят, чтоб вода горела. Напустили воды в бак – и ладно....

Я догадался обо всем. Вода, попав с нефтью в печь на жидкое литье, превратилась мгновенно в пар, который разорвал печь и выкинул вон расплавленный металл...

Ваня лежал на полу вниз лицом, двигал ногами и руками и грыз зубами железные узоры. Белый бич попал на его спину и скоро – скорее, чем на полу – остыл на ней. Спина Вани была похожа на шлак, что выбрасывают из топок паровых котлов".

С журналом сотрудничали активно другие начинающие авторы Задонский и Кораблинов, а также маститые – Мандельштам, Неверов, Орешин.

"Железный Путь" информировал о событиях, которые происходили на дороге, отдавал страницы сообщениям с фронтов Гражданской войны. К примеру, в зоне деятельности ЮВЖД хозяйничала армия Краснова. И в целом ситуация для советской республики складывалась опасная. В ночь с 29 по 30 ноября 1918-го декретом Совета народных комиссаров РСФСР было введено военное положение.

В декрете "О введении военного положения", который подписал председатель СНК Владимир Ульянов (Ленин), отмечалось, что "силы и средства железных дорог должны быть направлены в первую очередь на выполнение военных заданий, для чего на железных дорогах каждого фронта назначаются Чрезвычайные Военные Комиссары". Железнодорожные служащие считались мобилизованными с оставлением их на прежних местах работы.

 

2. Взял на себя управление…

Первым комиссаром ЮВЖД был Анисим Дубинин. Ему не исполнилось и 15, а он уже "переступил порог" Харьковского паровозостроительного завода. Начиная с 1904 года на Екатерининской железной дороге – помощник машиниста. Работал ряд лет на Южной и Владикавказской магистралях – машинистом паровоза. В революционном движении – с 1917-го.

В Воронеж прибыл год спустя – из Подольска с вооруженным отрядом. Участвовал в разоружении казачьих войск Каледина, которые следовали в эшелонах через станцию Воронеж. В должности комиссара ЮВЖД находился несколько месяцев. Был отозван в НКПС – работал на железных дорогах в Средней Азии и Сибири. В 1937 году арестован. Включен в сталинский список "Москва-Центр", подписанный 3 января 1938 года к осуждению по первой (расстрельной) категории. Реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР в 1956-м за отсутствием состава преступления.

В напряженный период Гражданской войны Дубинин взял на себя управление ЮВЖД, по линиям которой шла "запитка" Южного фронта. В марте 1919 года больше половины дороги было охвачено военными действиями, наблюдалась нехватка топлива, запасных частей, материалов.

Данная информация об Анисиме Антоновиче и легла в основу очерка в книге "Во главе магистрали", посвященной жизни и деятельности примерно четырех десятков начальников Юго-Восточной за полуторавековую историю ее существования. Она вышла к 175-летию российских железных дорог под редакцией начальника ЮВЖД Анатолия Володько.

Комиссары, которые "правили бал" тогда, приходили на короткий период, их быстро перемещали. В силу этого имена некоторых из них теряются во времени.

…Уже в конце работы, когда электронный оригинал-макет книги "Во главе магистрали" поступил в тульскую типографию "Лев Толстой", натолкнулся на несколько интересных фактов. Их удалось "выявить" при внимательном чтении одного из мартовских выпусков журнала, подшивки которого (неполные) хранятся в Государственном архиве Воронежской области. Впрочем, первые десять номеров (с первого по десятый включительно) мне довелось держать в руках при посещении научной библиотеки старшего "брата" ГА ВО – Государственного архива Российской Федерации (Москва, Большая Пироговская улица, 17).

В этом номере была опубликована информация от имени Главного революционного комитета (ЛНР) – он осуществлял власть на дороге. Из текста следует, что свое заседание от 19 февраля 1919 года комитет посвятил обсуждению ряда вопросов, прежде всего заметке в газете "Правда". Заметка появилась 7 февраля, автор – бывший член ЛНР А.И. Жигунов. Подчеркивалось, что публикация в главной газете страны является компрометирующей.

"13 января с. г. членами коллегии по управлению Ю.-В. С. ж. д., совместно с техническим персоналом и членами ЛНР и Воронежского ЛЧР, был устроен обед уезжавшему комиссару дороги т. Дубинину на средства самих участников; причем обед носил чисто семейный характер проводов сослуживца-товарища. Тов. Жигунов в своей заметке приводил факты, не соответствующие действительности, как например: распитие спиртных напитков и что поезд т. Дубинина был составлен из вагонов 1-го класса; нужно заметить, что сам автор заметки при проводах т. Дубинина не присутствовал. По вопросу после прений принято предложение т. Безруких: просить Воронежский Губернский и Городской партийные комитеты назначить следственную комиссию, опровергнуть заметку через прессу и привлечь Жигунова к ответственности за нарушение партийной дисциплины".

Можно заключить, что Дубинин покинул ЮВЖД и был откомандирован на другое место работы в середине января 1919 года.

 

3. Неизвестные комиссары

"Железный Путь" сообщил о том, что 27 февраля заседание ЛНР вызвано поступлением телеграммы из Москвы за номером 9826, текст которой составлен днем ранее. Комиссару Ю.-В. С. ж. д. Чернышеву и комиссару округа Безруких доводилось до сведения следующее – четверо новых руководителей (с Рязано-Уральской железной дороги) прибудут в столицу Черноземья в трехдневный срок.

Народный комиссар путей сообщения Владимир Невский был категоричен: "Назарова назначаю комиссаром названных дорог, Зауэра и Чернышева – его заместителями, Живодерова – комиссаром службы тяги, Пролыгина – комиссаром службы пути и Веселова – заведующим службою эксплуатации".

Члены ЛНР – в смятении чувств. "При участии Главного революционного комитета уже произведена реорганизация коллегии по Управлению Ю.-В. С. ж. д. и вновь избранные члены ее утверждены комиссаром Воронежского Округа Путей сообщения 24-го Февраля".

Иными словами, ровно… три дня комиссаром пребывал Чернышев. Что делать? Документ подписан самим наркомом. Решили: позвонить в столицу и вызвать его к телефону, чтобы выяснить положение.

Судя по всему, такой разговор с главным железнодорожником страны состоялся. Журнал поведал о новом заседании ЛНР (состоялось 4 марта), проведенном комиссарами Воронежского ОПС, дороги и отдельных служб. Констатировано: назначение товарищей с РУЖД направлено на то, чтобы "очевидно, усилить ряды коммунистов работников на Ю.-В. С. ж. д.".

Уже 5 марта Чернышев отправил на линию телеграмму, в которой сообщил о реорганизации управления, подчеркнув, что коллегия уступает свое место "прибывшим с одной из соседних дорог заместителям".

Как он подчеркнул, за "пережитый период" сделано много. На три четверти закончены работы по восстановлению разрушенных войной мостов, подготовке к пропуску весенних вод. Для этого стянуто до 15 восстановительных поездов (работников – порядка 2500). Восстановлены здания и сооружения, которые пострадали в результате военных действий и пожаров. Проделана большая работа по приемке нескольких сотен паровозов, эвакуированных с соседних дорог, с приведением локомотивов в надлежащее состояние. Отремонтированы броневые и санитарные поезда.

К достижениям было отнесено и то, что в холода, при небывало снежных заносах, удалось путем собственных разработок обеспечить дорогу дровами более чем наполовину (от всего количества поступающих дров). Установлена связь с Донецкими рудниками через Купянск – Попасную. Юго-Восточная бросила в этот район лучших работников, организовала маршрутные поезда. Склады на своих южных и западных участках снабжены двухнедельным запасом топлива. Дорога не остановилась при сменявших друг друга дровяном, угольном или нефтяном кризисах.

Твердой рукой проводили политику функционирования ЮВЖД ее первые комиссары.

 

Виктор Минаков

Тематика: ЮВЖД, Культура
Версия для печати
screenRenderTime=1