СМИ об РЖД

Петрозаводск железнодорожный.

Начнем с того, что в Петрозаводске появилась первая в России железная дорога, она же – первая в мире железная дорога заводского назначения. Об этом событии нечасто упоминается, но именно на Александровском заводе в 1788 году была проложена первая рельсовая колея для перемещения грузов между цехами, выполненная именно из железа. Царскосельская дорога, открытая в 1837 году свое первенство занимает лишь благодаря протяженности и тому, что изначально строилась как дорога общего пользования.

 

Дома, дома, дома...

В Петрозаводске до наших дней сохранились два здания постройки 1916 года, в которых изначально размещалось правление Мурманской железной дороги (дома № 24 и 24а по проспекту Ленина). К сожалению, последние годы в городе не прекращаются разговоры об их сносе, хотя, возможно, вмешательство железнодорожников могло бы изменить ситуацию. Странно, мы говорим о сохранении памятников истории, а между тем два здания, из которых управляли сначала строительством, а потом и эксплуатацией железной дороги от Петрозаводска до Мурманска (более 1000 км), сейчас находятся под угрозой уничтожения. К сожалению, на них нет даже мемориальной доски, чтобы проходящие люди могли узнать их историю, да и размещаются в них заведения, не имеющие к железной дороге никакого отношения…

Центр города отапливается центральной котельной, и мало кто знает, что до 1968 года она входила в состав Петрозаводского локомотивного депо и обслуживала железнодорожные узел и поселок. Сейчас, конечно, это совсем другой объект теплоэнергетики: за прошедшие десятилетия центральная котельная была перестроена и неоднократно модернизирована. Но до сих пор о ее историческом прошлом напоминают низкая труба и небольшая пристройка кирпичной кладки. Это то, что осталось от той деповской котельной, в которой когда-то стояли котлы от паровозов серии Ов – легендарной "овечки".

Первые в городе фонтаны также были построены железнодорожниками. Хотя в ХIХ и начале ХХ века в Петрозаводске существовали недолгое время "водометные струи", но то, что сейчас мы понимаем под термином "фонтан", было открыто только в 1937 году. Тогда забили сразу три больших городских фонтана – у ныне не существующего вокзала, жилого дома для командного состава и специалистов Кировской магистрали (Первомайский проспект, 53) и в саду железнодорожников. Первый из этих фонтанов не сохранился, остальные в настоящее время не действуют. Сам сад железнодорожников, позже переименованный в парк, был открыт на месте старого лютеранско-католического кладбища в 1937 году, но тогда, видимо, этот факт мало кого смущал. В 1966-м рядом с парком завершилось строительство нового Дома культуры железнодорожников, который вскоре стал настоящим украшением города. Как ни печально это осознавать, но больше в Петрозаводске у железнодорожников его уже нет: в начале 2000-х здание было продано городу за долги и теперь в нем размещается служба недвижимости.

В доме № 13 по проспекту Ленина последние годы жизни доживал Гуго Ялава, на квартире которого в Петрограде в октябре 1917 года обсуждался план вооруженного восстания. Он был машинистом того самого паровоза № 293, дважды в 1917-м перевозившего Ленина между Финляндией и революционным Петроградом и ныне стоящего на Финляндском вокзале.

Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта размещается в здании, в котором до 1959-го находилось управление Кировской железной дороги. Названием дороги объясняется и тот факт, что рядом с этим зданием установлен памятник С. Кирову (до сих пор без именной таблички). Вообще размещение в Петрозаводске управления Кировской магистрали предполагало появление многих архитектурных объектов. В марте 1955 года был открыт новый железнодорожный вокзал, благодаря которому сформировалась центральная улица города – проспект Ленина.

Любопытный факт: в проекте размещения зданий на Привокзальной площади (с 1961 года площадь Гагарина) предусматривалось строительство нового здания управления дороги и центрального универмага (на месте нынешних полуциркульных зданий по Ленина, 37 и 38), но эти планы не были реализованы. А в 1959-м Кировская дорога вошла в состав Октябрьской, и вопрос о новом здании управления отпал сам собой. На момент открытия новый вокзал считался самым крупным и красивым на магистрали, – притом что Кировская дорога тогда тянулась от Череповца, через Волховстрой до Мурманска.

В центре города находится большое количество величественных зданий, построенных в стиле так называемого сталинского ампира, которые являются безусловным украшением столицы Карелии. Многие из них построены железнодорожниками и предназначались для командного состава и передовиков Кировской магистрали. Немало их расположено на проспекте Ленина (наиболее известны дома № 37 и 38) и рядом со зданием железнодорожного колледжа (ул. Анохина, дом 18).

Рядом со станцией Петрозаводск-товарный также есть подобные здания: ул. Разина, дом 54 (на фронтоне которого выполнен барельеф в виде серпа и молота), дома 34, 51, 53 по Первомайскому проспекту. В целом в послевоенный период Первомайский проспект активно застраивался железнодорожниками, дома возводились ансамблями, взаимно дополняя друг друга. Не забывали и про объекты социальной сферы, вводились в строй ведомственные школы, детские сады, столовые. Интересный факт: в этом районе проходит улица Мурманская и большинство горожан считают, что она получила свое название в честь этого заполярного города. На самом деле по данному участку проходил водяной трубопровод от насосной станции на берегу Онежского озера до водонапорной башни на станции Петрозаводск Мурманской железной дороги. И именно по названию магистрали улица получила свое имя.

 

Название дала дорога

Есть в городе микрорайон, который многие называют пятым поселком. Свое нынешнее неофициальное название он получил по располагавшемуся в годы оккупации Петрозаводска на этой территории концентрационному лагерю

№ 5. Хотя историческое (и многие годы официальное) название этого района – поселок железнодорожников. Как с момента строительства Мурманской магистрали, так и в послевоенные годы здесь селились простые железнодорожники, строили свои одноэтажные домики, получали служебные квартиры в ведомственных зданиях. Об этом и сейчас напоминают названия улиц: Локомотивная, Путейская, Связи. Большое количество железнодорожников проживало также в районе Перевалка, который располагался рядом со станцией и в окрестностях улицы Сорокской. Особый размах железнодорожное строительство приобрело в 70–80 годы ХХ века, когда возводились целые кварталы жилых домов на улицах Шотмана и Боровой.

Вообще в городе достаточно много улиц, имеющих отношение к железной дороге. Улица Петрова названа в честь Героя Советского Союза Петра Петрова, работавшего в паровозном депо; Сорокская – в честь одноименной станции (ныне Беломорск), где в годы Великой Отечественной войны располагалось управление Кировской магистрали. Ну и, конечно, нельзя не назвать улицу Железнодорожную, которая в свое время была украшением города. Она полностью построена и облагорожена работниками стальной магистрали. Кстати, именно на ней располагается железнодорожная больница, имевшая до 1959 года статус дорожной.

Через реку Неглинку перекинулся длинный широкий автомобильный мост, который представляет собой сложное и архитектурно изящное инженерное сооружение. Он был построен в послевоенное время работниками Петрозаводской дистанции пути. Сейчас мало кто знает, что много лет он носил название Путейский – в честь железнодорожников, и об этом напоминала специальная табличка.

Помимо железнодорожного техникума (колледжа) в Петрозаводске были построены и железнодорожное училище, и крупный стадион "Локомотив". К сожалению, первое в настоящее время расформировано, а второй влачит жалкое существование.

В целом история влияния железной дороги на развитие Петрозаводска огромна и заслуживает отдельного исторического исследования, которым сейчас занимается группа заинтересованных людей.

 

Геннадий Лаптев

Тематика: Культура
Версия для печати
screenRenderTime=1