Выступления руководства

03.02.2017|10:25

"Год был непростым, но мы добились хороших результатов" (интервью президента ОАО "РЖД" Олега Белозёрова газете "Гудок", 01.02.2017 г.)

Об управлении дорогами

Руководитель дороги – это мой представитель на месте, человек, обладающий огромной властью и огромными полномочиями. Из Москвы управлять абсолютно всем процессом невозможно. Но я считаю, что в любой структуре всегда есть возможность что-то усовершенствовать.

На сегодняшний момент в компании структура вертикальная. Поскольку с задачами РЖД справляются, можно говорить о том, что структура работоспособная. Такая вертикальная структура позволяет быстрее сконцентрировать ресурсы, поскольку когда руководитель дороги видит исключительно свой сегмент, свою дорогу, он ищет наиболее оптимальное решение. Естественно, в этом сегменте других он не видит. А нам нужно получить лучший результат в холдинге. И, соответственно, совмещение возможностей на дороге и в вертикали дает лучший результат.

В прошлом году для нас стала вызовом ситуация на Забайкальской дороге. Объем пассажиропотока увеличился, грузопоток увеличился, вся погрузка у нас сориентировалась на восток. А прогнозов на такой объем и в такие сроки у нас не было. И за последнее десятилетие Дальнему Востоку должного внимания не уделялось. У нас не был полностью укомплектован штат, были проблемы с назначением руководителей среднего звена. Мы занимались анализом заработной платы, бытовыми условиями и иными вопросами. На сегодняшний момент дорога работает в нормальном режиме. Люди нам поверили – это хороший результат!

Об открытости

Я считаю, что нужно всегда правильно, четко и своевременно информировать людей о том, что происходит. Если существует малейшее искажение информации – сразу же порождается большое количество слухов, которые потом мешают нормальной работе. Поэтому я благодарен за возможность сейчас еще раз высказать свою позицию. Я уже давал несколько поручений коллегам – доносить до общества свою позицию, информацию о том, что мы делаем. Думаю, такой механизм обязательно должен заработать в этом году на системной основе. Мы подумаем, как вице-президентам, руководителям департаментов системно доводить информацию о компании до широкой аудитории.

Об образовании

У нас ежегодно более 100 тыс. человек, от рабочих до коллег с высшим образованием, проходят переобучение, повышают квалификацию. Должны появляться новые специальности, поскольку меняются технологии и, соответственно, люди должны обладать специальными знаниями. Мы прорабатываем стандарты вместе с высшими учебными заведениями. В РЖД более 180 учебных программ профессионального обучения, у нас вся система от учебных комбинатов до нашего Корпоративного университета выстроена. Практически на каждом уровне наш сотрудник имеет возможность получать образование. Если человек пришел работать на железную дорогу, мы должны создать ему максимальные условия для того, чтобы он смог себя проявить. Соответственно, это задача кадрового блока – выявить потенциальные дополнительные возможности, подготовить предложения для дальнейшего движения. Да, будут появляться новые специальности, но мы однозначно будем готовить наших сотрудников к тому, чтобы они соответствовали времени, в котором находимся. На любом уровне.

О Коллективном договоре

Коллективный договор является базой, которой РЖД подтверждают свое отношение к сотрудникам. Меняются подходы, совершенствуются, но точно не ухудшаются, а в ряде случаев мы их улучшаем. В 2016 году более 2000 работников РЖД получили ипотечные кредиты – на эти цели мы направили более 4 млрд рублей из средств компании. Более 60 работников, в том числе многодетные семьи и одинокие родители, получили индивидуальную поддержку. В некоторых регионах, на БАМе, Транссибе, где невозможно купить готовое жилье, мы будем продолжать строить отдельные дома. В 2016 году было построено 98 жилых домов для наших сотрудников.

Об обратной связи

Мы решаем практически все вопросы, которые приходят в наш адрес. Я к обращениям, и прежде всего к негативным, отношусь очень, простите за каламбур, позитивно. Обращение выявляет какой-то недостаток, и когда мы его устраним, значит, такая ситуация в следующий раз не произойдет. Ко мне обращаются, конечно же, не только клиенты, но и наши сотрудники. И с каждым обращением в этой части мы работаем очень внимательно. Большое количество обращений касается прежде всего заработной платы, социальных льгот. Поскольку это сотрудники компании, считаю, к этим обращениям должно быть особое отношение. И, соответственно, они индивидуально рассматриваются. Там, где мы можем помочь, мы эти вопросы регулируем. Есть вопросы спорные, есть обращения, которые не подтверждаются, но каждое такое обращение обязательно проходит проверку с конечным выводом и результатом. Обобщенные данные, а если нужно, то и индивидуальные, докладываются лично мне.

Об экономике

Разумеется, на экономику компании повлиял и ряд решений, принятых правительством. Это и обнуление НДС на билеты, принятие важных системных решений до 2030 года – по пригородному сообщению, по компенсации стоимости инфраструктуры. Но и внутри компании была проведена большая работа: мы сэкономили более 60 млрд рублей. Я не просто сокращаю расходы, а улучшаю расходование средств на определенные направления. Технологический прогресс не остановить, коллектив каждый день становится все более профессиональным.

Важное направление – работа с поставщиками. Нас упрекали в том, что у компании не совсем прозрачные закупки. Мы прописали процедуры закупок, предоставили большему числу компаний возможность стать поставщиками. В итоге только на закупках в прошлом году мы сэкономили порядка 10 млрд рублей, в этом году на них сэкономим еще больше. Но все изменения не должны сказываться на надежности, надежность – это ключевой фактор для нас.

Себестоимость услуг выросла всего на 1,2% – это ощутимо ниже инфляции. Такой важный показатель, как рост производительности труда, составляет 5,4% – это выше, чем в среднем по стране. Напомню, что есть поручение президента страны обеспечить рост производительности в России не менее чем на 5% в год.

О клиентоориентированности

Я считаю, что это один из важнейших вопросов, с которым в компании еще надо работать. Мы за своими большими задачами иногда забываем о небольших, но важных для пассажира удобствах: наличии в вагоне розеток, ранних продажах билетов. К слову, о продажах билетов. За 30 или 60 дней? Я считаю, что за 120. Это удобно клиенту, потому что у нас приказы по отпускам в организациях обычно подписываются зимой, и мы уже тогда можем предоставить ему гарантированную перевозку в сезон отпусков. Мы должны идти от пожеланий клиентов. Большой путь уже пройден. Вот, например, программа "Год пассажира" была составлена в том числе и на основе обратной связи – в мою "Виртуальную приемную" поступило более 18 тыс. обращений. На основе таких обращений мы можем сделать определенную выборку для того, чтобы улучшить ситуацию. Вот, на одном из оперативных совещаний мы рассматривали обращение от одной пассажирки, которая ехала с ребенком из Перми в Архангельск с трехчасовой пересадкой на станции Кипелово Вологодской области. Написала, что зал ожидания там работает всего полдня. Мы приняли индивидуальное решение, и на сегодняшний момент зал работает круглосуточно. В целом, результат есть, судя по социологическим опросам, улучшается отношение к тому, что мы предлагаем.

Клиентоориентированность важна и в сфере грузовых перевозок. К нам вернулось порядка 6 млн тонн грузов, которые ранее перешли на автомобильные перевозки. Вернулись в том числе и за счет того, что мы упростили систему доступа к перевозке. Еще два года назад для того, чтобы заказать перевозку по железной дороге, нужно было обладать знаниями, возможно, не меньшими, а где-то даже и большими, чем у железнодорожника. Сейчас мы изменили количество документов, предоставляемых грузоотправителем – из 15 сделали 4. Мы предложили новые сервисы, новые скорости, вернулись к сборным и высокодоходным грузам. Поскольку у нас улучшается экономика при снижении наших затрат, мы можем давать дополнительные скидки, которые очень важны для наших клиентов. Грузоотправители приходят к нам, они понимают, что с нами сейчас можно обсуждать вопросы при увеличении ими объемов отправки. В прошлом году – считаю это главным нашим достижением – мы приняли более 30 решений по предоставлению скидок. Разных, вплоть до того, что антимонопольная служба поддержала нас и нам предоставили возможность давать скидки порядка 50%. У нас есть такие грузы, которые при этом все равно будут нам давать хорошую доходность.

О цифровых технологиях

Диджитализация железнодорожного транспорта сейчас – это общемировой тренд. Лучшие умы сейчас работают в этом направлении. Мы находимся в первых рядах. Контроль за надежностью, за повышением безопасности, много других параметров сейчас надо перевести в цифровой формат.

Наша жизнь уже невозможна без "цифры". Мы продвигаем сервисы для пассажиров – это и покупка билетов, и доведение информации, и возможность состыковать железнодорожный транспорт, такси, автобусы, заказать услугу в гостинице.

Цифровизация важна и в грузовом движении. Мы сейчас как пилотный проект запустили биржу вагонов, отрабатываем механизм, который даст клиенту возможность найти наиболее дешевый и ближайший к нему вагон на перевозку груза. В апреле мы планируем уже от эксперимента перейти к промышленному использованию этого продукта.

О крупных проектах

Мы в прошлом году подготовили механизм отбора проектов и выбрали только самые важные, критически важные для нас. Вот, например, наш проект Журавка – Миллерово – это железнодорожная линия на юг, ее называют по-разному, в том числе и "обход Украины". Мы перед собой поставили задачу на год приблизить реализацию этого проекта и осенью 2017 года планируем открыть линию. Нам помогают в строительстве железнодорожные войска. У них не очень большой объем реализации в этом проекте, но мы таким образом выстроили взаимодействие, что теперь уверены: намеченный результат будет достигнут. Другие проекты – это и БАМ, и Транссиб, и подходы к портам в азово-черноморском направлении, включая обход Краснодара.

О будущем

Железная дорога останется основным видом транспорта. Придут новые технологии, это будет высокоскоростной транспорт, мы вернем пальму первенства на дистанциях 1000-1500 км, поборемся с авиацией. Мы должны создать условия, чтобы железная дорога стала нормальной средой для любого человека. Мы увидим большое количество новых строек. Увидим ВСМ "Китай – Европа", разветвленную скоростную сеть в России. Будут построены специальные маршруты – это и Северный широтный ход, и, думаю, мы уже построим транспортный переход на Сахалин. Скорости, думаю, вырастут до 500-600 км/ч, и вообще все, что будет происходить в транспортной отрасли, так или иначе будет связано с железной дорогой. Безусловно, будет развиваться высокоскоростное движение. Перевозки "Сапсаном" каждый год растут почти на 30%, эта цифра впечатляющая. Мы уже передали в экспертизу проекты некоторых новых участков высокоскоростного движения.

Но жизнь не стоит на месте. Уже понятно, что высокоскоростное движение – это не только пассажирские перевозки, но и грузовые, перевозка высокодоходных грузов. Пришли к тому, что ВСМ "Москва – Казань" даст определенный эффект, но если это будет часть маршрута из Китая в Европу, его эффективность вырастет в несколько раз и, соответственно, на этом маршруте мы сможем конкурировать с авиацией. И мы сейчас с нашими коллегами из Казахстана, Китая, Европы прорабатываем такую модель. Еще буквально несколько лет назад мы не могли себе представить, как можно было бы перевозить высокоскоростным движением грузы. А сегодня китайские коллеги по нашей просьбе создали прообраз такого подвижного состава.


Адрес страницы в сети Интернет:  http://press.rzd.ruhttp://press.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=951&layer_id=4070&refererLayerId=4069&id=89307&print=1

screenRenderTime=1