Новости филиалов и ДЗО

09.02.2016|12:59

Свердловские железнодорожники готовятся отреставрировать легендарный паровоз-декапод, недавно прибывший на Свердловскую магистраль с Дальнего Востока.

В соответствии с распоряжением вице-президента ОАО "РЖД" Валентина Гапановича, в начале января 2016 года один из сохранившихся до настоящего времени паровозов серии Е (Еа3113) был передислоцирован с базы запаса, расположенной на станции Болонь (Дальневосточная железная дорога), на СвЖД. После проведения реставрационных работ данный локомотив пополнит экспозицию музея железнодорожной техники.

Паровозы-декаподы (с пятью движущими осями) серии Е (Еа, Ем, Емв) изготавливались в США на заводах ALCO и Baldwin по советским чертежам (в основу новой модели легла проверенная конструкция дореволюционного паровоза серии Ел). В 40-е годы прошлого века по программе "ленд-лиза" в Советский Союз было поставлено более 2 тыс. таких машин, которые сыграли немаловажную роль в обеспечении железнодорожных перевозок для нужд фронта и тыла во время Великой Отечественной войны.

Стоит отметить, что история американских "декаподов" в России началась еще в начале XX века. В период Первой мировой войны объемы перевозок и грузооборот российских железных дорог значительно возросли и возникла необходимость существенно увеличить вес поездов. Русскими инженерами была разработана конструкция перспективного паровоза типа "1-5-0" (с пятью движущими и одной свободной осью), который мог справиться с поставленной задачей. Но свободных производственных мощностей для выпуска данного локомотива в России не было, поэтому заказ на 400 паровозов серии Е (Еф, Ес, Ек, позже - Ел) был размещен на североамериканских заводах.

В 1916 году несколько десятков паровозов данной серии было направлено на Пермскую железную дорогу (предшественница Свердловской магистрали) для дальнейшего развития пропускной и провозной способностей главной и горнозаводской линий.

Одной из особенностей Свердловской железной дороги является сложный горный профиль многих ее участков, поэтому к эксплуатируемому здесь тяговому подвижному составу всегда предъявлялись повышенные требования – вести тяжеловесные поезда через Уральский хребет могут только мощные локомотивы.

В начале прошлого века Пермская дорога, в основном, обслуживалась малосильными паровозами серии О, сила тяги которых не позволяла существенно увеличить вес поездов. При этом объем перевозок с каждым годом возрастал. Большие паровозы серии Е могли водить поезда весом до 100 тыс. пудов (1600 тонн) и длиной 58 вагонов (к примеру, один из самых мощных на тот момент паровозов серии Щ водил составы весом до 55 тыс. пудов). До начала 30-х годов эти паровозы оставались самыми мощными локомотивами на отечественных железных дорогах.

Однако существенно увеличить вес составов и ускорить движение поездов позволил переход на электрическую тягу, который начался в стране в 30-е годы прошлого века. Неслучайно третьей в Советском Союзе и одной из самых сложных с инженерной точки зрения электрифицированных магистральных линий стал участок Чусовская – Кизел.

В настоящее время на полигоне СвЖД звание самых мощных серийных локомотивов закрепилось за трехсекционными электровозами серии 2ЭС10 "Гранит", которые спосо­бны водить поезда весом 9 тыс. тонн, сообщила служба корпоративных коммуникаций СвЖД.

Тематика: СвЖД
Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1