Новости филиалов и ДЗО

14.06.2019|10:47

Железнодорожному вокзалу Екатеринбург исполняется 105 лет

14 июня железнодорожному вокзалу Екатеринбург исполняется 105 лет. Официальное открытие вокзала состоялось 1 июня (по старому стилю) 1914 года.

Проектирование и строительство нового железнодорожного вокзала в Екатеринбурге в начале ХХ века было обусловлено резко увеличившимся потоком пассажиров по Транссибирской магистрали. Старое здание (ныне Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги) уже не справлялось с нагрузкой. По замыслу архитектора Константина Бабыкина, новый вокзал должен был подчеркнуть растущую промышленную мощь Урала и его центра – Екатеринбурга.

Здание в модернистско-функциональном стиле было простым и строгим, но при этом представляло собой сложное в инженерном отношении сооружение. Поскольку станционные пути проходили по насыпи, был проложен тоннель. Со стороны привокзальной площади здание имело высокий этаж, а со стороны перрона – два низких.

Первая реконструкция железнодорожного вокзала была связана со значительным ростом населения Свердловска в 20-х годах прошлого столе­тия и резким увеличением пассажиропотока. В конце 30-х годов здание было надстроено вторым этажом, украшено колоннадой, приобрело величественный, монументальный облик в стиле неоклассики и стало соответствовать понятию "ворота города".

В 1961-1962 годах вокзал был расширен за счет двух пристроек с арочными проходами, был удлинен пешеходный тоннель, а в 1995 году, в соот­ветствии с проектом развития станции Свердловск-Пассажирский, с западной стороны действующего вокзала достроено третье здание.

В 1997 году было принято решение о капитальном ремонте, позволяющем сохранить исторически сложившийся облик вокзального комплекса. Рационально-планировочные решения позволили увеличить площадь залов ожидания в 1,5 раза, а использование современных строительных технологий – создать неповторимый архитектурно-художественный ансамбль. В отделке залов и центральной лестницы были использованы традиционные уральские материалы: змеевик, гранит, различные виды мрамора. Своды вокзала украшены фресками с историческими сюжетами о становлении и развитии Урала.

Масштабные работы были проделаны в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года: вокзал стал гораздо комфортнее и безопаснее. Проведена модернизация первой и второй пассажирских платформ, отремонтированы внутренние помещения и фасад здания. Выполнено ограждение территории, организованы досмотровые зоны с металлодетекторами и рентгеновскими установками. Контролировать обстановку помогает интеллектуальная система видеонаблюдения, на платформах установлены кнопки экстренной связи с полицией. Новые инженерные коммуникации контролируются автоматикой, полностью обновлены навигация и табло отправления и прибытия поездов, объявления стали звучать на двух языках.

Вокзальная инфраструктура была адаптирована для маломобильных граждан: оборудованы 11 лифтов и 4 подъемника, в местах перепада высот смонтированы пандусы, предусмотрены отдельная зона отдыха, специальная санитарная комната и специальная касса с заниженным прилавком. По всему вокзальному комплексу (в т.ч. в кассах и в залах ожидания) установлено 6 индукционных систем для слабослышащих; навигационные и информационные указатели адаптированы для людей с нарушениями зрения.

Железнодорожный вокзал Екатеринбург – это крупнейший вокзал Уральского региона. Его общая площадь составляет 19 тыс. кв. м. Одновременно он может вместить до 5 тыс. человек. Ежесуточно услугами вокзала пользуется более 18,5 тыс. пассажиров (максимальная пропускная способность – до 25 тыс.). С 15 приемо-отправочных путей поезда отправляются по семи направлениям.

В здании вокзала для пассажиров круглосуточно работает два справочных центра (в фойе второго этажа и в зале касс дальнего следования), комнаты длительного отдыха, стационарная и автоматическая камеры хранения, стойки для бесплатной зарядки мобильных устройств. В зале ожидания № 4, предназначенном для пассажиров с детьми, установлена детская игровая зона.

Сейчас вокзал Екатеринбург выступает не просто как транспортно-пересадочный узел: он активно интегрируется в городскую среду, становится площадкой для проведения выставок и концертов. Таким образом, возрождается заложенная в XIX веке роль вокзалов как общественных пространств и точек культурного притяжения. В 2018 году (к 140-летию СвЖД и 15-летию ОАО "РЖД") на вокзале Екатеринбург выступал театр "Провинциальные танцы", звучали джазовые композиции и кавер-версии популярных хитов. После вокзал стал сценой для молодых уральских поэтов, актеров и фотохудожников. В марте 2019 года он вошел в число площадок IV Международного фестиваля "Всемирный день поэзии", сообщила служба корпоративных коммуникаций СвЖД.

Тематика: СвЖД
Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1