Пресс-релизы

29.05.2013|12:28

ОАО "РЖД" готово к началу работ по реставрации и приспособлению к современному использованию здания Кругового депо.

На сегодняшний день на территории города Москвы в собственности ОАО "РЖД" находится ряд исторических объектов недвижимости, имеющих статус объектов культурного наследия федерального и регионального значения. При этом их большая часть является действующими объектами железнодорожной инфраструктуры, требующими одновременно как реставрации, так и приспособления этих уникальных зданий к современному использованию.

Учитывая их важную роль в функционировании Московского железнодорожного узла, социально-экономическую значимость для развития транспортной системы города и страны в целом, а также признание их памятниками архитектуры, работы на данных объектах выполняются силами привлекаемых ОАО "РЖД" специализированных реставрационных организаций с особой тщательностью и полностью оплачиваются за счет собственных средств компании. В число таких зданий входит и одно из старейших в России локомотивных депо - Круговое депо, расположенное по адресу: г. Москва, Комсомольская площадь, д. 3/30, стр. 1.

До 1995 года Круговое депо находилось в ведении МПС России, после чего перешло в собственность частных владельцев. В октябре 2011 года здание было выкуплено ОАО "РЖД" в рамках реализации инвестиционного проекта строительства 4-го дополнительного главного пути на участке Москва – Крюково.

Цель строительства – давно назревшая необходимость максимально разгрузить ежегодно растущий пассажиропоток на направлении от Ленинградского вокзала до ст. Химки.

На определенном этапе строительства ОАО "РЖД" оказалось в двойственной ситуации. Барьерным местом проекта оказалось здание Кругового депо, являющееся вновь выявленным памятником архитектуры и попадающее в зону укладки железнодорожных путей. С другой стороны, внесение изменений в ранее согласованный и утвержденный всеми причастными государственными органами проект повлекло бы за собой его весомое удорожание и отодвинуло бы сроки строительства на неопределенное время.

Для этого силами ОАО "РЖД" и привлеченными экспертными группами изначально было разработано несколько вариантов предложений, позволяющих сохранить как здание Кругового депо, так и обеспечить прохождение железнодорожных путей на его территории.

Предлагаемые ранее варианты приспособления Кругового депо (подъем здания на железобетонный "подиум" с прохождением под ним поездов, перемещение здания в сторону вокзала) не соответствовали действующим нормативам, а также были достаточно дорогостоящими в плане практического исполнения с учетом корректировки проекта строительства железнодорожных путей. Более того, горизонтальное или вертикальное перемещение неоднократно перестраиваемого в советскую и постсоветскую эпоху объекта, утратившего первоначальную систему конструктивных связей, привело бы к его полному разрушению. Некоторые варианты были отклонены правительством Москвы на начальном этапе экспертных слушаний. При этом общественных организаций, принимавших участие в слушаниях, не устроил ни один из предложенных экспертами вариантов.

В итоге за основу был взят вариант реставрации, предусматривающий расчистку объекта от пристроек позднего периода и частичный демонтаж паровозных ячеек-стойл со стороны проектируемых путей. Данный вариант позволяет приспособить здание для современного использования, максимально сохранив его исторический облик и объем с воссозданием утраченных элементов, а также обеспечить нормативные расстояния до железнодорожных путей. В результате проведенной группой экспертов в составе Виноградова В.А., Савельева О.В., Тренина А.Б. государственной историко-культурной экспертизы сделан вывод о соответствии указанного проекта требованиям законодательства.

На сегодняшний день на объекте завершены первоочередные противоаварийные мероприятия и получена вся исходно-разрешительная документация, необходимая для проведения реставрационных работ. Эти работы необходимо начать в ближайшее время, принимая во внимание взятые на себя охранные обязательства ОАО "РЖД", а также утвержденные сроки реализации проекта.

С учетом обозначенной специфики здание Кругового депо находится под пристальным вниманием и контролем со стороны руководства ОАО "РЖД", Департамента культурного наследия Москвы, представителей СМИ, российских и зарубежных общественных деятелей и движений. Реализация проекта реставрации и приспособления к современному использованию здания Кругового депо будет являться достойным примером цивилизованной европейской практики по сохранению и использованию объектов культурного наследия мирового значения.

Тематика: Инфраструктура
Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1