Пресс-релизы

21.01.2004|17:55

Сегодня, 21 января, состоялась пресс-конференция вице-президента ОАО "РЖД" Салмана Бабаева по вопросам взаимодействия железных дорог с российскими морскими портами.

     Начиная с 1998 года объем перевозок внешнеторговых грузов через припортовые станции российских железных дорог увеличился более чем в 2 раза. В том числе экспортные и импортные перевозки возросли в 2,5 раза, транзит увеличился на 24%.
     Салман Бабаев отметил, что "основной рост произошел по экспортным перевозкам и был обусловлен подъемом промышленности в России после экономического кризиса в августе 1998 г., а также проведением согласованной тарифной политики на перевозки грузов".
     Так, только в 2002 г., после реализации первого этапа унификации грузовых железнодорожных тарифов, предусматривающего снижение железнодорожных тарифов при перевозках через российские порты, объем перевозок увеличился на 31,1% к уровню 2001 г.
     В 2003 г. рост объема перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов через припортовые станции российских железных дорог назначением в (из) морские торговые порты России составил 8,8% к уровню 2002 г.
     По данным Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса России, перегрузочные мощности морских портов России составляют около 180 млн т в год, в том числе Северо-Западного бассейна - 65 млн т в год, Южного - 54 млн т в год, Дальневосточного - 61 млн т в год.
     При этом, по ряду крупных морских портов вопрос переиспользования перевалочных мощностей стоит особо остро. Так, мощности по перевалке металлов в портах использованы: Калининград - на 157,1%, Новороссийск – 124,5%, бумаги в порту Санкт-Петербург – 100,7%, зерна и руды в порту Новороссийск, соответственно, 204,8% и 176,7%.
     В условиях, когда крупные порты работают на пределе своих мощностей, малые порты России имеют недоиспользованные перерабатывающие способности. Так, например, по Южному бассейну России фактическая загрузка портов по переработке грузов в железнодорожно-водном сообщении составляет по порту Азов 47,9%, Ейск – 26,5%, Таганрог – 26,9%, Темрюк – 13,5%, Ростов – 13,1%, Махачкала – 27,8%, Усть-Донецк – 21,4%; по Северо-Западному бассейну: в порту Выборг – 23,8%, Кандалакша – 21,6%, Архангельск - 18,5%.
     Методология построения действующих тарифов не предусматривает создания исключительных тарифных условий для отдельных портов. То есть при перевозке на одно и то же расстояние действует равный тариф, независимо от направления (географии перевозок) и конкретных условий работы портов, расположенных на этом расстоянии от грузоотправителя, в частности от величины порта.
     Таким образом, решение проблемы загрузки малых портов зависит от морской составляющей, а именно более высокой стоимости морского фрахта при перевозке грузов через малые порты, чем при перевалке грузов через крупные порты.
     По предложению ОАО "РЖД" на период новогодних и рождественских праздников тарифы на грузовые железнодорожные перевозки не были повышены. Общая индексация тарифов была проведена с 12 января 2004 г. Принятие этого решения позволило обеспечить более равномерную загрузку железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, создать дополнительные ресурсы для вывоза накопленных запасов готовой продукции. Прирост объемов погрузки в первой декаде января 2004 г. по отношению к аналогичному периоду 2003 г. составил 15%, в том числе через российские порты - 25%.
     В 2003 г. в результате введения конвенционных запрещений в адрес припортовых станций дорог России потери погрузки составили 69578 вагонов или 3997,5 тыс т. Потери провозных платежей – 2390,8 млн руб. За 19 дней 2004 г. общие потери погрузки составили 13059 вагонов или 784,3 тыс т. Потери провозных платежей – 460,3 млн руб.
     Недостаточный уровень развития отечественных портовых комплексов приводит не только к сокращению доходов российских железных дорог, но и к потере налоговой базы в бюджеты всех уровней.
     За 12 мес. 2003 г. в направлении российских портов были отклонены заявки на перевозку железнодорожным транспортом в объеме 13,5 млн т, в том числе 8,1 млн т нефтяных грузов, 2,6 млн .т удобрений, 1,6 млн т каменного угля, 0,4 млн т черных металлов, 0,8 млн т прочих грузов.
     Не принятые в российских портах грузы уходят в порты сопредельных государств. В 2003 г.ду к уровню 2002 г. отмечалось увеличение объемов перевозок каменного угля в портах Балтии, нефтяных грузов в портах Украины и Балтии.
     В настоящее время ОАО "РЖД" совместно с Минтрансом России и заинтересованными портами разрабатывают методологию по совершенствованию процесса перевалки внешнеторговых грузов на основе согласованного подвода вагонов с экспортными грузами и морского тоннажа с распределением экономической ответственности за выполнение совместной технологии между всеми участниками перевозки и перевалки грузов.
     В ходе встречи обсуждался ряд вопросов, связанных с простоем подвижного состава на подходах к портам. Особое внимание как со стороны работников железнодорожного транспорта, так и со стороны портовиков было уделено вопросу о взаимной ответственности за грузы. Как заявили представители обеих сторон, по данному вопросу уже достигнуто принципиальное соглашение.
    
    
     Начальник Департамента по связям с общественностью Константин Пашков
Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1