Пресс-релизы

29.10.2003|15:32

"В ОАО "РЖД" должны работать грамотные специалисты", - считает глава компании Геннадий Фадеев.

"Сегодня новой компании – ОАО "РЖД" - нужны грамотные специалисты, обладающие глубокими профессиональными знаниями, хорошо подготовленные в вопросах экономики и права, владеющие современными информационными технологиями, преданные железнодорожному делу", - говорится в приветственном слове президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева участникам Всероссийского форума "Образовательная среда -2003", открывшегося сегодня в Москве.
По его словам, происходящие в железнодорожной отрасли преобразования "лягут не только на плечи нынешнего поколения железнодорожников, но и тех, кто еще только постигает азы наук в стенах учебных заведений. Поэтому важнейшую задачу подготовки кадров для стальных магистралей отраслевому образованию и российским железным дорогам необходимо решать сообща". Геннадий Фадеев подчеркнул, что  современное развитие железнодорожного транспорта, перемены, происходящие в отрасли, внедрение новой техники и технологий предъявляют высокие требования к уровню подготовки специалистов, их морально-нравственным и деловым качествам.
В 2003 году железными дорогами выделено 2 млрд. рублей на финансирование отраслевого образования. До 50% студентов в отраслевых вузах и до 70% в техникумах учатся по целевым направлениям предприятий и организаций железнодорожного транспорта. Ряд предприятий оказывает своим студентам материальную поддержку. Железные дороги помогают вузам и техникумам модернизировать и развивать учебно-лабораторную и материально-техническую базу, внедрять информационные технологии. Учебным заведениям выделяются средства на проведение спортивно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.


*****
Напомним, сегодня в России подготовку специалистов с высшим образованием для железнодорожного транспорта осуществляют 10 вузов (Московский, Петербургский, Ростовский, Уральский, Сибирский, Омский, Дальневосточный, Иркутский государственные университеты путей сообщения, Российский государственный открытый технический университет путей сообщения и Самарская государственная академия путей сообщения) и 49 техникумов и колледжей. Все они сохранены в системе МПС России.


*****
Всероссийский форум "Образовательная среда-2003" пройдет в Москве во Всероссийском выставочном центре (павильон №57) с 29 октября по 1 ноября 2003 года. Организаторами форума выступили Министерство образования РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство путей сообщения РФ и др.
В рамках форума состоятся несколько тематических выставок-ярмарок, Всероссийская научно-практическая конференция, совещания, семинары, круглые столы и т.д.


Начальник Департамента по связям с общественностью ОАО "РЖД" Константин Пашков



Справка об истории отраслевого образования

Система профессионального образования железнодорожного транспорта имеет давнюю и славную историю.
2 декабря (20 ноября) 1809 года Манифестом Александра I в Петербурге был учрежден Институт корпуса инженеров путей сообщения "в коем юношеству, желающему посвятить себя сей важной части, открыты будут все источники наук, ей свойственных".
Институт готовил инженеров путей сообщения широкого профиля - по проектированию, строительству и эксплуатации обучение даровалось только детям дворянского происхождения и военнослужащих всех дорожных и гидротехнических сооружений. По окончании института воспитанники получали воинское звание поручика и направлялись на работу в Корпус инженеров путей сообщения Главного управления путей сообщения. Этот главк впоследствии был преобразован в МПС России.
В сентябре 1896 года по высочайшему повелению Императора Николая II в Москве было основано Московское инженерное училище (МИУ), второе в России высшее транспортное учебное заведение.
В Московском инженерном училище с 1896 по 1904 год учебный курс ограничивался тремя годами, затем его выпускники направлялись на двухгодичную практику на строительство или эксплуатацию путей сообщения в звании практиканта и после защиты отчета по практике и сдачи экзаменов им присваивалось звание инженера-строителя. При поступлении на государственную службу инженеры-строители имели право на производство в чин губернского секретаря (14-го класса), повысить который они могли, только успешно выдержав "дополнительные испытания" на звание инженера путей сообщения в Петербургском институте инженеров путей сообщения по особой программе, утверждённой Министерством путей сообщения.
За 107 лет эти два высших учебных заведениях выпустили 7108 инженеров путей сообщения.
Восстановление после гражданской войны и интервенции разрушенной экономики России требовало значительного увеличения подготовки инженерных кадров для железных дорог.
В 1929 году создается Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1993 года - Ростовский государственный университет путей сообщения), в1930 году - Омский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1932 году - Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1997 года - Сибирский государственный университет путей сообщения), в 1939 году - Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1997 года - Дальневосточный государственный университет путей сообщения).
После окончания Великой Отечественной войны для восстановления и последующего развития железнодорожного транспорта потребовалось значительное число инженеров путей сообщения разных специальностей.
Для решения этой задачи в 1948 году создается Московский транспортно-экономический институт (в 1958 году включен в состав Московского института инженеров транспорта в качестве инженерно-экономического факультета), в 1951 году - Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1995 года - Российский государственный открытый технический университет путей сообщения), в 1956 году - Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1999 года - Уральский государственный университет путей сообщения), в 1973 году - Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1992 года -  Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта), в 1975 году - Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта.
За годы советской власти (с 1917 по 1990 гг.) выпуск специалистов с высшим образованием из 13 вузов железнодорожного транспорта составил 505 тысяч человек.
С 1810 по 1924 годы инженеров выпускали по единой специальности "инженер путей сообщения". В 1925 году впервые состоялся выпуск по 8 специальностям, из которых 5 ведущих железнодорожных специальностей ("строительство железных дорог", "мосты и тоннели", "эксплуатация железных дорог", "паровозное хозяйство", "электротехническая", и 3 - по другим видам транспорта ("дорожное строительство", "водный транспорт и гидротехнические сооружения", "инженер воздушного транспорта").
В настоящее время подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляется по 64 специальностям.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1